Освободившись с помощью верных товарищей из заточения, Б. Хмельницкий собрал небольшой отряд казаков-повстанцев и в конце 1647 г. двинулся на Запорожье. Он решил сделать Запорожскую Сечь базой освободительной войны, а запорожское казачество использовать в качестве хорошо организованной вооруженной силы. Его отряд при поддержке запорожских казаков 21 января 1648 г. разгромил правительственный гарнизон Запорожской Сечи и овладел ее укреплениями. На общей раде 30 января 1648 г. восставшие избрали Б. Хмельницкого гетманом Украины, а это значило, что он стал и руководителем начавшейся освободительной войны. Б. Хмельницкий обратился к украинскому народу с призывом подняться на борьбу за свободу, и этот призыв специальные посланцы разнесли по всей Украине.
Известие о событиях на Запорожье – освобождении Сечи и начале вооруженной борьбы – быстро распространилось среди народа и вызвало сотни восстаний в городах и селах. Отовсюду крестьяне и мещане спешили под знамена Б. Хмельницкого. На протяжении января – апреля 1648 г. повстанческое войско увеличилось до нескольких тысяч человек. К тому же Б. Хмельницкому удалось заключить военный союз с Крымским ханством, которое обязалось не нападать на украинские земли и прислать на помощь восставшим отряд татарской конницы. Пламя освободительной войны быстро разгоралось. Коронный гетман Н. Потоцкий в письме к королю 21 марта 1648 г. писал, что восстание началось с согласия «всех казацких полков и всей Украины». В следующем письме Потоцкий предупреждал короля, о том что «…число его сообщников [Б. Хмельницкого] простирается до 3000 чел. Сохрани Бог, если он войдет с ними в Украину! Тогда эти три тысячи быстро возрастут до 100000, и нам будет трудная работа с бунтовщиками».
«Богдан Хмельницкий,– отмечал современник – француз Пьер Шевалье,– был первой искрой этого восстания и двигателем всей войны». Вместе с украинскими повстанцами сражались донские казаки, русские, белорусские, литовские, польские крестьяне, болгарские, сербские и молдавские гайдуки.
Начиная освободительную войну, Б. Хмельницкий учитывал внутреннее и международное положение, которое благоприятствовало восстанию украинского народа. Социальные и национальные противоречия на Украине достигли наибольшей остроты. Антифеодальная борьба и освободительное движение народных масс находили широкую поддержку русского, белорусского, литовского и польского крестьянства. Ряд государств Европы принимал участие в Тридцатилетней войне (1618–1648). Турция воевала с Венецией и находилась во враждебных отношениях с Речью Посполитой. Речь Посполитая не могла рассчитывать в этот период на помощь соседних государств в подавлении восстания на Украине.
В Запорожье на днепровском острове Буцком повстанческое войско соорудило укрепленный лагерь, куда прибывали тысячи людей со всей Украины. Из Крыма пришел 4-тысячный татарский отряд.
Весной 1648 г. начались активные военные действия против польско-шляхетских карательных войск. В урочище Желтые Воды 19 апреля – 6 мая произошла первая битва, в которой авангард польско-шляхетского войска был полностью разгромлен. На сторону восставших перешли 4 тыс. реестровых казаков во главе с избранным ими наказным гетманом Филоном Джалалием. Окрыленные успехом, повстанцы двинулись в наступление на главные силы врага. В урочище Гороховая Дубрава вблизи г. Корсуня 15-тысячное крестьянско-казацкое войско под предводительством Б. Хмельницкого и его союзники татары окружили армию коронного гетмана Н. Потоцкого и польного гетмана М. Калиновского и в битве 16 мая 1648 г. уничтожили ее. Была захвачена вся артиллерия, а оба гетмана оказались в плену.
Первые крупные победы восставших способствовали подъему всеобщего восстания народных масс Украины против польского господства. Крестьяне изгоняли польских магнатов и шляхту из имений, отказывались отрабатывать барщину, захватывали землю и объявляли себя казаками. Украинские феодалы (старшина, шляхта, духовенство) пытались укрепить свои позиции, что стало главной причиной обострения социальных конфликтов внутри общества уже в самом начале освободительной войны.
Религия.
Свобода, по Калиновскому – своя земля, невысокие налоги, защита только своей страны, недолгая служба в армии, и – своя религия, своя вера.
Такой верой для белорусского мужика является униатство.
«Не один уже, может, позабыл, что отец его был праведной униатской веры, и никогда уже не вспомнит о том, что обратили его в схизму, в правос ...
Спартанская культура
С целью обеспечения интересов Афин и расширения Делосского союза за счет включения в него причерноморских городов около 437 года Перикл предпринимает понтийскую экспедицию - большой морской поход в Черное море. В результате в состав афинской симмахии вступили некоторые города Западного Причерноморья. Однако подобные попытки утвердиться ...
Сибирь и старообрядчество.
Освоение Сибири – важнейший процесс в развитии российской государственности. В этом историческом процессе можно выделить два важнейших явления, которые определили особенность культуры сибирского региона: это становление сибирского казачества и движение старообрядчества в духовно-религиозном мире Сибири.
Казаки атамана Ермака, сделав пе ...