После поражения восстания под предводительством С. Наливайко на Украине на протяжении 30 лет не было крупных народных выступлений. Зажиточные казаки склонялись к сотрудничеству с Короной, надеясь законными средствами расширить свои права и вольности. В свою очередь Польша, вступившая в начале XVII в. в полосу активной внешнеполитической деятельности, ощущая острую необходимость в военной силе казачества, умело использовала противоречия в казацкой среде в своих интересах.
После поражения восстания под предводительством С. Наливайко на Украине на протяжении 30 лет не было крупных народных выступлений. Зажиточные казаки склонялись к сотрудничеству с Короной, надеясь законными средствами расширить свои права и вольности. В свою очередь Польша, вступившая в начале XVII в. в полосу активной внешнеполитической деятельности, ощущая острую необходимость в военной силе казачества, умело использовала противоречия в казацкой среде в своих интересах.
Ярким представителем умеренной части казачества, склонной к компромиссам, был гетман реестровых казаков Петр Конашевич-Сагайдачный, происходивший из галицкой шляхты. Не будучи еще атаманом, он появился на Запорожье, прославился во время ряда удачных походов на Крым и Турцию и занял заметное место среди казацкой старшины. С его именем часто связывают превращение казацкой ватаги в регулярное дисциплинированное войско.
Но в характере действий Сагайдачного проявлялся внутренний разлад среди казачества. Шляхтич по происхождению, он переносил и на казачество свои шляхетские понятия, хотел резко отделить реестровых казаков как привилегированное воинство от простых посполитых крестьян, пополнявших казацкие ряды. Поэтому, по словам В.О. Ключевского, на него жаловались, что «при нем поспольству было тяжело».
В 1618 г. Сагайдачный во главе 20-тысячного казацкого войска принимал участие в походе королевича Владислава на Москву. Но в 1620 г. он уже посылал посольство в ту же Москву с просьбой принять его на российскую службу. Поскольку Россия в то время жила в согласии с Крымом, а под службой казаки понимали в первую очередь войну с татарами, то казацким послам дипломатично отказали.
В 1620 г. произошло событие, которое окончательно определило союз казачества и православной церкви как факт общественно-политической и культурной жизни православной общности Речи Посполитой. Иерусалимский патриарх Феофан, имея соответствующие полномочия от константинопольского патриарха, под защитой казаков П. Сагайдачного возвел в сан нового киевского православного митрополита, а также полоцкого архиепископа и пять епископов. Митрополитом стал ректор Киевской братской школы Иов Борецкий. Известный церковный и политический деятель, педагог Иов Борецкий (Иван Матвеевич) родился в с. Бирча (теперь Львовская обл.), преподавал во Львовской братской школе, в 1604–1605 гг. был ее ректором. С 1615 г. И. Борецкий первый ректор Киевской братской школы. Его перу принадлежит полемическое антиуниатское произведение «Протестация».
Посвящение стало возможным отчасти и благодаря тому, что польское правительство, готовясь к войне с Турцией, остро нуждалось в казацком войске. Сагайдачный же вместе со всем своим воинством вступил в Киевское братство.
Со смертью Сагайдачного начались гонения на членов восстановленной православной иерархии. В конце 1624 г. представители киевского магистрата во главе с войтом Ходыкой начали закрывать в Киеве православные церкви. Тотчас появляются в Киеве два низовых полковника с казаками для «обереганья христианской веры» и расправились с ее притеснителями.
Таким образом, в Киеве стали действовать одновременно две митрополии – униатская и православная. Правда, епископы православной церкви жили полулегально в разных монастырях, преимущественно на Киевщине, то есть в «казачьем царстве», и руководили делами своих епархий издалека, секретно.
Казацко-крестьянские восстания 20–30-х гг. XVII в. потерпели неудачу вследствие неорганизованного и разрозненного характера действий повстанцев, их слабого вооружения и малочисленности. Сыграли свою роль и разногласия между отдельными группами казачества, своекорыстное поведения части старшины и ее склонность к компромиссу с Короной, стихийность крестьянских выступлений и нежелание крестьянства воевать за границами своей местности или во время сельскохозяйственных работ, а также гибкая политика польского правительства, направленная на раскол повстанческих рядов. Последующие десять лет польские шляхтичи называли периодом «золотого покоя».
Семья.
Если в условиях проживания существовали серьезные различия между высшими и низшими классами, то это не относилось к семейной жизни. Единобрачие было нормой в Древнем Египте. Только фараон мог позволить себе иметь один и более гаремов.
Жизнь была основана на глубоко осознанных устойчивых семейных связях, даже после того, как отцовский ...
Педагогические идеи
Научные основы воспитания. Считал главнейшими составными алиментами познания: чувственное восприятие. Теоретические обобщения, и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем…». «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию прав ...
Развитие политической свободы и самостоятельности Новгорода и Пскова
В X – XI вв. Новгород находился под властью великих князей Киевских, которые держали в нем своего наместника и которым Новгород до времен Ярослава Мудрого платил дань.
Разделение Руси в XI – XII вв. на несколько отдельных княжеств ослабило силу и влияние Киевского князя, а раздоры и междоусобия в княжеском роде предоставили возможность ...