В первых веках нашей эры на обширных лесных и лесостепных землях Восточной Европы обитало, вероятно, уже несколько сотен славянских земледельческих племен. Античные авторы I – VI вв. н.э., более поздние византийские и арабские источники называют эти племена венедами, антами и собственно славянами. Из письменных упоминаний, богатого археологического наследия сегодня известно довольно много об образе жизни восточных славян, их общественном строе, быте и верованиях.
Преимущественным занятием у восточных славян было пашенное земледелие. С появлением железа и усовершенствованием металлических орудий увеличилась зона так называемого подсечного земледелия, при котором вырубались и выжигались леса и после легкой вспашки прямо в золу производился посев. В результате в течение первых лет собирались большие урожаи, а затем земля истощалась и земледельцы переходили на новые площади.
На юге и на севере практиковались посевы ржи, пшеницы, ячменя, овса, гороха, бобов, проса. На севере в лесной зоне славяне для обработки почвы пользовались плугом с железным лемехом, а на юге в степной зоне - деревянным ралом или сохой. Из домашнего скота разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз. Славяне занимались также побочными промыслами – рыболовством, охотой, бортничеством. Получение регулярного избыточного продукта приводило к обособлению ремесла и обмена излишками. Концентрация ремесленных мастерских (кузнечных, литейных, ювелирных и др.) происходила в «градах» укрепленных пунктах, которые одновременно являлись и родовыми поселками. Со временем грады или тверди трансформировались в города - крупные ремесленные и торговые центры.
Религия славян была языческой. Существенной чертой древнеславянских верований было обожествление родовых связей и сил природы. У славян существовал развитой культ предков. Годовой цикл земледельческих праздников неразрывно был связан с солнцем и различными временами года. Главными божествами славян являлись: божество Вселенной – Род, солнце – Даждьбог, бог огня – Сварог, бог скота – Велес. Кроме того, существовало множество мелких божеств.
На протяжение VI-VIII вв. н.э. происходили глубокие изменения в общественном строе восточнославянских племен. Коллективистская основа жизнедеятельности традиционных первобытных общностей стала постепенно рушиться. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочно славянских родов. Ведение хозяйства стало под силу отдельным семьям, объединенным уже не на основе родства, а на основе общности экономической жизни. Такие семьи образовывали соседскую или территориальную общину. В пределах такой общины появился и развивался институт частной собственности. Концентрация частной собственности была связана чаще всего с представителями родоплеменной верхушки. Именно этот социальный слой получил больше возможностей для обогащения в результате распределения излишков внутри общины и в ходе ведения удачных войн против соседних племен и государств.
Развитие земледелия, отделение ремесла от земледелия, распад родовых связей внутри общин, рост имущественного неравенства, развитие частной собственности - все это подготавливало условия для возникновения эксплуатации человека человеком, формирования классов и - как закономерного следствия этого процесса - создания государственно-организованного общества.
На протяжение VI – IX вв. в лесостепной и лесной зонах Восточной Европы шел интенсивный процесс консолидации восточнославянских племен в племенные объединения, формировались зачатки государственности.
К VI в. восточное славянство состояло, по-видимому, из 100-200 небольших племен. Племя, представлявшее совокупность родственных родов, занимало территорию примерно 40-60 км в поперечнике. В каждом племени собиралось, вероятно, вече (народное собрание), решавшее важнейшие вопросы общественной жизни; выбирался князь, военный вождь; существовало постоянное войско (дружина) из молодежи и общеплеменное ополчение. В пределах племени был свой «град», где собиралось вече, находился торг, проводился суд. Там же имелось святилище.
Развитие мирных связей между племенами или военные победы одних племён над другими, а также необходимость борьбы с общей внешней опасностью содействовали созданию союзов племён.
Влияние русской революции 1905 г. Подъем освободительной борьбы
монгольского народа
В конце XIX — начале XX в. в Монголии обостряются социальные противоречия.
К этому времени решающее значение приобрела тенденция превращения Монголии в сырьевой придаток мирового капиталистического рынка. В связи с этим изменились масштабы и методы деятельности китайского торгово-ростовщического капитала, превратившегося в компрадорску ...
Посадничество
Высшим должностным лицом в Новгороде и Пскове был посадник. Он являлся главой республики: обладал военными, административными и судебными полномочиями. В отличие от Новгорода в Пскове было два посадника. Выборы посадника в Новгороде проводились ежегодно, а в Пскове они избирались на неопределенный срок: до тех пор, пока были «любы» вече ...
Место и роль кладов в культурной жизни Кыргызстана
Сегодня, как и сотни лет назад, люди продолжают находить клады. Чаще всего такую находку предсказать не возможно. Однако историки и археологи Кыргызстана стремятся как можно больше узнать о быте и укладе жизни прошлых поколений поселенцев нашей страны. Именно опора на историческое прошлое государства дает ему уверенность в завтрашнем дн ...