Знаменательные события в жизни Ч.Валиханова, принесшие ему мировую славу, произошли в 1958-1959 г.г. Именно в это время он, при активном содействии П.П.Семенова Тян-Шаньского и Русского географического общества, подготовил и совершил свое знаменитое путешествие в Кашгар, загадочную и таинственную страну, куда со времени известного Марка Поло (1254-1323)[55] не ступала нога ни одного европейца. Попытка немца Адольфа Шлагинвейта (1829-1857) проникнуть в Кашгар, предпринятая им как раз накануне прибытия сюда Ч.Валиханова, им как раз накануне прибытия сюда Ч.Валиханова, закончилась трагически. Немецкий ученый был жестоко казнен кашгарским ходжой. Отсеченная голова его венчала собой пирамиду, составленную из голов людей, умерщвленных по злой воле ходжи за различные повинности, в том числе и безобидные. И в это суровое и смутное время казахский просветитель не только сумел под видом азиатского купца проникнуть на территорию Кашгарии, но и собрать богатейший материал по истории, географии, народонаселению, экономическому положению и политическому состоянию этого края. Пребывание в Кашгарии длилось без малого полгода (с 1 октября 1858 г. до середины марта 1859 г.) и потребовало от путешественника колоссального напряжения моральных и физических сил, проявления недюжинной энергии, мужества, находчивости и смекалки. И все эти качества он проявил в должной мере.
Весной 1859 г.[56]Ч.Валиханов возвратился на родину, где его ждала новая нелегкая работа. Следовало обобщить собранные материалы и представить правительству подробный отчет о поездке. Ученые круги России тоже с нетерпением ждали новых научных сведений от казахского просветителя.
После короткого отдыха в Омске и в своей родной степи Ч.Валиханов был вызван в Петербург. В столицу он прибыл к концу 1859 г., а уже весной 1860 г. вынужден был вернуться в степь в связи с тяжелой болезнью.[57]
Время пребывания в Петербурге было едва ли не решающим этапом в процессе становлений научных и общественно-политических взглядов Ч.Валиханова, формирования его образа мыслей вообще. Конечно, это не означает, что произошел какой-то перелом в его мировоззрении. К моменту приезда в российскую столицу казахский просветитель был уже зрелым ученым и общественным деятелем с вполне сложившимися демократическими и просветительскими убеждениями. Однако пребывание в Петербурге накануне буржуазной реформы 1861 г., когда политические страсти различных социальных сил русского общества достигли крайней остроты, естественно, сказалось на дальнейшей эволюции его социально-политических взглядов и его мировоззрении в целом, наложило глубокую печать на всю его дальнейшую практическую деятельность.
Официально Ч.Валиханов был прикомандирован к департаменту Генерального штаба, с середины 1860 г. был зачислен также на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел. Под надзором высокопоставленных чиновников этих ведомств он подготовил обширный отчет о своей поездке в Кашгар. Впоследствии этот отчет получил мировую известность под названием «О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии) в 1858-1859 годах».[58] среди прочих трудов Ч.Валиханова она была опубликована. Н.И.Веселовским в 29 томе ИРГО в 1905 г. в Спб. Работа эта замечательна не только тем, что содержит богатейшие научные данные, не утратившие своего значения и по сей день, в ней автор развивает и углубляет свои прогрессивные политические взгляды и мировоззренческие принципы, которые поставили его в ряд выдающихся мыслителей России и всего мира.
Петербургский период оказался для Ч.Валиханова ничем незаменимым временем интенсивного изучения особенностей русской общественной жизни, освоения передовых идей демократической интеллигенции России, приобщения к научным поискам выдающихся русских ученых. Он оставил в душе казахского просветителя неизгладимый следи твердую веру в то, что казахи могут вырваться из цепей средневековой отсталости только путем освоения передовой русской культуры.
Торговая деятельность
Больше возможностей для предпринимательской деятельности в XVI веке, так же как и в предыдущие века, было не в производственной, а в торговой деятельности купцов, ремесленников и крестьян. Но по сравнению с XV веком под развитие торговли была подведена более мощная государственная база. Более четко разделились город и деревня, хотя горо ...
Сельское хозяйство и торговля
После революции почти полностью были ликвидированы феодальные отношения в деревне. Земли дворян — сторонников Испании и католической церкви — были конфискованы и переданы буржуазии и фермерам.
Развивались торговое земледелие и торговое животноводство, огородничество и садоводство. В земледелии утвердились многополье и плодосменная сист ...
Роль религии в становлении государственности и культуры
Перед правящими классами встала необходимость принятия религии, которая отвечала бы потребностям классового общества.
Поскольку попытка киевского князя Владимира (980 - 1015 гг.) реформировать язычество оказалось невозможной, оставалось принять религию у соседей. Подходящие религии в соседних странах имелись. В Волжской Булгарии был ра ...