Окружающая среда, демократическое влияние и выдающиеся способности Чокана послужили стимулом для всестороннего и быстрого его развития. Он прекрасно овладел русским языком, а уже к 14-15 годам кадетское начальство начало на него смотреть как на будущего исследователя- востоковеда. Чокан прекрасно знал не только материал программы корпуса, но постоянно выискивал и зачитывался дополнительной историко – географической литературой, собрал личную библиотеку из книг по востоковедению.
«Однажды, стоя на берегу Иртыша, во дворе Омского корпуса,[43]тонкий, как озерная тростинка, мальчик указал на желто- голубые, бесконечные просторы и сказал, что он чокан, когда-нибудь достигнет еще неведомых рубежей, дойдет до небесных гор, совершит путешествие в страну, где проходил лишь один знаменитый путешественник – венецианец Марко Поло».
Круг знакомых Чокана в период его пребывания в Омске состоял из глубоко культурных людей. Хорошо знавший Чокана по выходу из кадетского корпуса, выпусник Казанского университета С.Я. Капустин писал о нем: «Чокан, на мой взгляд, был привлекателен, скажу даже красив… всякие черты его лица говорили в его пользу, свидетельствовали о доброте и мягкости. Все в нем было крайне симпатично, тянуло к нему… В чокане я встретил и нашел всесторонне образованного человека. В особенности он обладал большими историческими знаниями и вообще отличался начитанностью, как в области научной, так и литературной…приятнейшим собеседником Валиханова делал дар слова, учение четко и образно выражаться»[44]
Неизгладимое впечатление произвела на Чокана встреча с выдающимся русским писателем Ф.М. Достоевским и его другом, борцом против царского самодержвия С.Ф. Дуровым, оба они, отбыв сроки каторжных работ и тюрьмы, находились под строгим налзором полиции
О дружеских отношениях , сохранившихся на Сю жизнь у Достоевского к Чокану Валиханову, свидетельствует ряд писем, написанных в разное время. Во всех письмах Ф.М. Достоевский, как старший брат и друг, давал полезные советы Чркану, призывал его служить родному народу.
В 1853 году Чокан,[45] после оканчания кадетского корпуса, направляется на службу в Сибирское казачье войско.
Вскоре его способности обратили на себя внимание генерал – губернатора Западной Сибири Гасфорта и в 1854 году Чокан был назначен к нему адъютантом. Новая должность непосредственно столкнула его с чиновничьим аппаратом Сибири, среди которого были разные люди из столицы, Центральной России и всех ее окраин- Финляндии, царства Польского , Крыма, Кавказа, приехавшие сюда в поисках карьеры, поправления финансов, или замешанные в какой либо истории. Демократические взгляды будущего просветителя постепенно отталкивали от него подобных ставленников царизма и на протяжении всей жизни он постоянно ощущал с их стороны недружелюбие и интриги. Беззаконие властей вызывало справедливый гнев Чокана Валиханова, которому были близки чаяние угнетенного народа, а его письма к друзьям – Ф.М. Достоевскому, А.Г. Майкову, В.С. Курочкину, К.К. Гутковскому свидетельствуют о постоянной непримиримости к властям.
В следующем . 1855 году Чокан Валиханов сопровождает Гасфорта в поездке от Омска до Заилийского Алатау.
Эта поездка послужила началом познания жизни простого народа, дала возможность сбора и записи большого количества исторических преданий, легенд и песен. Эрудиция и способности, проявившиеся в деле, послужили начальству основанием выдвижения кандидатуры Валиханова по возвращению к награде. Генерал- губернатор Гасфорт писал: «…корнет султан Валиханов, хотя состоит на службе не более 2-х лет, но при совершенстве знаний оной, киргизского языка, а также и местных киргизских обычаев, сопровождая меня в степь, принес большую пользу… я нахожу необходимым поощрение Валиханова всемилостивейшей наградой, тем более он пользуется особым между киргизами уважением».[46]
Вклад декабристов в развитие края
Большинство декабристов в ссылке оставили революционную деятельность и занялись просветительством. И, может быть, как раз в этом и состоит их главная заслуга перед Россией. Они изучали быт, нравы, обычаи местного населения. Одно из первых опубликованных этнографических исследований Бурятии принадлежит Н.А. Бестужеву. Но не только это. Н ...
Св. Патрик Ирландский
Родился Патрик (тогда его звали Суккат) примерно в 387 году, в Британии. Он был, как он сам пишет, внуком христианского священника и сыном диакона Кальпурния, который принадлежал к знатному семейству и был римским декурионом (ранг чиновника). Он был из бриттов, а мать мальчика, близкая родственница Св. Мартина Турского, покровителя Галл ...
Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства по- сталински
План индустриализации страны базировался на расчетах большой группы ученых, экономистов, тех кто вынашивал эти планы не один год. Это были напряженные задания, рассчитанные на несколько лет вперед, но они были вполне выполнимы. Акцент в этих планах ставился на развитии тяжелой промышленности, прежде всего машиностроения. Составители пла ...