Чокан Чингисович Валиханов – единственный из казахов ученых, получивших в XIX в. Мировое призвание, прожил короткую, но яркую жизнь. Известный ориенталист Н.И. Веселовский, издавший впервые в 1904г. труды Ч.Валиханова, видел в его преждевременной смерти невосполнимую потерю для востоковедения: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд»[35]
Однако и то, что Чокан успел сделать за свою короткую жизнь, как справедливо писал академик М.Х.Маргулан, вызывает преклонение перед его необыкновенными способностями, жаждой знаний, широтой охвата и глубиной анализа научных проблем.[36]
Чокан Валиханов обогатил науку ценными исследованиями по истории,, этнографии, культуре, экономике и физической географии Казахстана, Киргизии, Средней Азии, Южной Сибири и Восточного Туркестана.
Чокан Валиханов любил свой народ и был им любим, как никто другой. Ф.Р. Остен- Сакен с глубоким убеждением отличал: «Валиханов…должен, по всей справедливости, быть назван весьма замечательной личностью».[37]
Но, как это засвидетельствовали в своих воспоминаниях Г.Н.Потанин, Н.М. Ядринцев, С.Я. Капустин и многие другие, казахский просветитель приобрел известность не только благодаря своим научным изысканиям.
Он заслуженно пользовался также славой мужественного борца против формализма, рутины, средневекового застоя и выдающегося мыслителя, внесшего бесценный вклад в передовую философскую и социально- политическую мысль смутного и полного противоречий своего времени.
Родословное древо его уходило корнями в глубь столетий. Он был потомком Чингиса, вернее, его старшего сына Джучи. Прадедом Чокана был Аблай-хан, вождь Средней кайсацкой орды. От брака Аблая с каракалпакской Сайман родилось много сыновей; из них известен Вам, последний хан Средней орды, родной дед Чокана.
Мухаммед-Ханафия Валиханов, более известный по прозвищу Чокан, родился в 1835г. близ берегов большого озера Кушмурун, в верховьях Тобола.[38] Отей Чокана, султан Чингис Валиев, был управителем Кушмурунского округа и имел чин полковника русской службы.
Чингис, отец Чокана, покровительствовал певцам и музыкантам степи, собирал образцы народного творчества. Он поддерживал знакомство с просвещенными представителями казахского народа, которых тогда можно было пересчитать по пальцам.
До 12 лет Чокан учился в частной школе и был знаком с мусульманским религиозным учением. Здесь он научился читать и понимать восточную поэзию, любовь к которой сохранил на всю жизнь. Чокан «был человек с поэтической душой и восточным воображением,- вспоминал позднее Н.М. Ядринцев.- Он любил арабские стихи и вместе с учителем своим Костылецким приходил в восторг от них»[39] Наряду с этими занятиями Чокан любил рисовать и рисование во многом помогало ему в дальнейшей научной работе.
В 1847 г. двадцатилетний Чокан Валиханов сидел в квартире В.И. Дабилинский с удивлением смотрел на карандаш в руках смуглого мальчика. Чокан быстро зарисовал вид Омска. Толмач пограничного начальника был единственным собеседником мальчика – тогда он не знал ни слова по- русски.[40]
Осенью 1847 года[41] Чокана отдают в Омский кадетский корпус. Это учебное заведение являлось одним из лучших в Сибири, укомплектованное высококвалифицированными учителями. Чокан попал в хорошие руки. Инспектор классов Омского кадетского корпуса Иван Викентьевич Ждан-Пушкин не раз говорил своим воспитанникам о том, что любовь к родине и есть религия, которую должен исповедовать каждый из них.
В кадетском корпусе учащиеся получали знания, кроме военных, по многим общеобразовательным дисциплинам: географии, истории (России и всеобщей), русской и западной литературе, основам философии, зоологии и ботанике, математике, геодезии, строительному искусству и основам архитектуры. Обучение было восьмилетние. С периода совместного обучения в кадетском корпусе на всю жизнь подружились Чокан Валиханов и Г.Н. Потанин. Впоследствии известный ученый, географ и исследователь Азии. В своих воспоминаниях Г.Н. Потанин писал, что Чокан «попал в совершенно плебейскую среду… жизнь в плебейской среде, вероятно, не оставалась без влияния на образование демократических идей Чокана».[42]
Промосковская и антимосковская партии Хлынова. Первые попытки Москвы покорить
вольную Вятку 1452 – 1456гг
Во второй половине XV века на Вятке образовались две партии: Промосковская во главе с земским воеводой Константином Юрьевым известным нам по героическому походу Сарай и антимосковская во главе с боярином Иваном … Мышкиным. Эти группировки в течении ряда лет боролись между собой за господство на Вятской земле. Есть предположение, которое ...
Германское уголовное уложение 1871 г.
уголовное право
Ст. 4 Конституции Германской империи 1871 г. установила, что «издание основ гражданского, уголовного и процессуального законодательства относятся к исключительной компетенции империи». Во исполнение этого положения уже в мае 1871 г. на территории империи начало действовать Уголовное уложение Германской империи, воспринявшее нормы Уголов ...
Судьба Надежды Аллилуевой.
Еще в те годы вокруг личности Аллилуевой возникало немало слухов и легенд. В 60 – е. годы в руки автора этого материала (по его личным словам) попала книга “Сталин”, изданная на русском языке в Риге в 1930 году одним из эмигрантских издательств. “Некоторые факты из этой книги соответствовали действительности, другие были просто выдуманы ...