В ноябре 1971 г. было подписано четырехстороннее соглашение США, Франции, Великобритании и СССР по Западному Берлину. Оно вступило в действие с 1972 г. и предусматривало отказ от применения силы в решении вопроса о Западном Берлине, подтверждало права и обязанности заинтересованных сторон, установленные послевоенными договорами. Соглашение подтверждало, что Западный Берлин не является частью территории ФРГ, и устанавливало тройной механизм взаимоотношений между компетентными органами ГДР, Западного Берлина и ФРГ по вопросам регулирования транзитных перемещений граждан, транспортного, телефонного и телеграфного сообщения и пр. Но на Западный Берлин были распространены международные соглашения и договоренности, заключенные ФРГ. ФРГ получила право на представительство интересов жителей Западного Берлина в международных организациях по вопросам, не касающимся безопасности и статуса города. В остальных случаях полномочия по представительству Западного Берлина на международном уровне сохранили США, Великобритания и Франция.
Заключение компромиссного соглашения о статусе Западного Берлина послужило толчком для подписания Договора об основах отношений между ГДР и ФРГ (21 декабря 1972 г.). ГДР была признана боннскими властями как суверенное самостоятельное государство. Обе стороны подчеркивали, что намерены развивать добрососедские отношения, руководствоваться принципами суверенитета, нерушимости границ и отказа от дискриминации. Договор зафиксировал, что ни одно из немецких государств не может представлять другое в международной сфере и действовать от его имени. Произошел обмен дипломатическими представительствами. Вскоре последовало вступление ФРГ и ГДР в ООН.
Внешнеполитический курс Брандта вызвал яростные попытки оппозиции добиться отставки правительства. Первая атака последовала 27 апреля 1972 г., когда депутаты ХДС/ХСС внесли на голосование в Бундестаге вотум недоверия Брандту, предложив на роль канцлера нового лидера христианских демократов Райнера Барцеля. Но для успеха оппозиции не хватило двух голосов. На следующий день при голосовании по проекту бюджета установилось уже равенство голосов – 247:247. В этой ситуации Брандт использовал свое право инициировать роспуск парламента. Новые выборы состоялись 19 ноября 1972 г. и принесли убедительную победу правящей коалиции. СДПГ поддержали 45,8% избирателей, что составило 230 мандатов. Значительно усилили свои позиции свободные демократы, получившие 8,4% голосов и 41 мандат. У ХДС оказалось 35,2% голосов и 177 мандатов, у ХСС – 3,7% и 48 мандатов.
Не в силах поколебать преимущество правящей коалиции, оппозиция предприняла шумную обвинительную кампанию лично против канцлера. Осуждению подвергались различные факты из биографии Брандта, его прежние связи с дискредитировавшими себя государственными и общественными деятелями. Обсуждались и действительные промахи правительства в сфере экономической политики. Развязка наступила после разоблачения референта канцлера М. Гийома как агента спецслужб ГДР. Уже в ходе расследования возник и скандал личного характера – выяснилось, что во время официального визита в Норвегию Гийом организовывал встречи Брандта с девушками. 5 мая 1974 г. Брандт подал в отставку. Его преемником на посту канцлера стал Гельмут Шмидт. Сменился и лидер СвДП. После избрания Шееля президентом партию возглавил Ганс-Дитрих Геншер. В правительстве Геншер получил посты вице-канцлера и министра иностранных дел. Политическое руководство социал-либеральной коалиции приобрело более умеренный, прагматичный характер. Жесткий, деловой, рациональный стиль руководства Шмидта, получившего прозвище «железного канцлера» покончил с эпохой реформаторского романтизма.
Правительству Шмидта пришлось действовать в чрезвычайно сложной экономической ситуации. С 1974 г. в ведущих странах Запада начался циклический кризис перепроизводства, открывший длительный период структурной перестройки индустриальной модели производства. В ФРГ в 1974 г. ВВП снизился на 4%, уровень промышленного производства – на 7,5%. Безработица увеличилась до 1,2 млн человек, но уже с 1975 г. положение стабилизировалось, а к 1977 г. экономика ФРГ превзошла докризисный уровень. В целом ФРГ пострадала в годы кризиса значительно меньше, чем остальные ведущие западные страны. Сказалась и общая эффективность западногерманской экономики, и удачные действия правительства.
Ценностные ориентации древних славян
В основе представлений славян о жизни лежало понятие судьбы. С ним связывались представления о счастье (доля) и несчастье (недоля), победе и поражении, достатке и недостатке (в хозяйственном смысле).
У прибалтийских славян каждое из этих проявлений судьбы имело собственного бога: Белобога, бога счастья, и Чернобога, бога несчастья. Хар ...
Крестьянский вопрос
Понятно, что остзейская эмансипация не могла быть желательным образцом для разрешения крепостного вопроса в коренных областях России. Благомыслящие и знакомые с положением дела люди думали, что лучше не возбуждать вопроса об освобождении крестьян, чем разрешать его по-остзейски. Однако вопрос обсуждался в правительственных кругах. Прави ...
Приход к власти И. Рабина и его политика
Однако работа всех групп была прервана досрочными выборами в Израиле 23 июня 1992 года, в результате которых правительство возглавил лидер партии Авода (Партия труда), вступившей в союз с левой партией Мерец, Арабской демократической партией, Ицхак Рабин. После 15-летнего правления правых из блока Ликуд к власти пришли лейбористы и друг ...