В своей работе "М.В.Ломоносов" Г.С.Васецкий в 1969 году писал: "Ломоносов решительно ломал устарелые традиции в исследовании природы" (Васецкий Г.С. М.В. Ломоносов, М.,1961, с.7). Изучая труды М.В.Ломоносова, я нигде не заметил, что наш Михаил Васильевич Ломоносов что-либо ломал в науке. Ломоносов ввел в философию и науку (в человеческий интеллектуальный оборот) новую научную Программу под названием "АТОМНАЯ МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ" и на этой основе далее развил атомное учение строения химического вещества на Земле. Это да! А открытия? Они пришли к Ломоносову с его новой моделью понимания существа и сущности мира. Только-то и всего! Говорить о том, что Ломоносов что-то "ломал" в науке – это ненаучно, по варварски как-то. Он строил, создавая новое представление о мире и о веществе его составляющего. И вот здесь стоит обратить внимание на весьма важный факт нашего бытия-мышления, а именно: совпадает ли то, что мы строим в своей интеллектуальной системе, в своем мозгу с тем, что находится за пределами нашей интеллектуальной системы, нашего мозга. То, что по своему вещественному содержанию они не тождественны и тем более не равны – это факт. Но равны ли они (модель мира и естественный мир) , конгруэнтны ли они в плане "образа"?
"Отличие реальных систем (моделей Вселенной – В.С.) от концептуальных (абстрактных, виртуальных, то есть созданных только силой человеческого интеллекта – В.С.) дает иногда основание, - писал в 1967 г отечественный философ Н.Ф.Овчинников, - относить понятие системы (модели – В.С.) лишь к сфере самого знания. Сложный объект действительности, или, иначе говоря, систему реального объекта, предлагается поэтому называть структурой. Мы, однако, примем другой обозначение. Целесообразней, как нам кажется, говорить о различии материальных систем и систем, относящихся к области знания. Понятие структуры будет иметь определенное отношение и к тем и к другим системам, хотя, разумеется, это не исключает различия структур" (Овчинников Н.Ф. Категория структуры в науках о природе; // Структура и формы материи, М., 1967, с.12). Это весьма сложный и очень ответственный вопрос. Но еще более ответственен ответ на этот вопрос, ибо все исследователи мира работают только с созданными их воображениями моделями мира и объектами - также моделями, располагающимися внутри данной (данных) модели ( моделях), созданными опять-таки путем только работой их интеллектуальных систем.
Далее Г.С.Васецкий говорит, что М.В.Ломоносов, как сын своего века, использовал в своих теоретических построениях вещественных тел и атомов, из которых состоят данные вещества, только механическую форму движения. Но это ведь естественно, г-н Васецкий, поскольку тогда ученые еще не знали иных моделей форм движения материи и отсюда иных моделей форм материи. Добавлю, что впервые более или менее ясное понимание механического "движения как способа существования материи" формулируется ирландцем Дж.Толандом (1670-1722) и затем доведено до положения теории славяноруссом М.В.Ломоносовым (1711-1765). Но само учение о формах движения материи и на этой основе учение о различных формах материи получило свое настоящее развитие в конце XIX – начале XX века. Так что обвинять Ломоносова в том, что в объяснении выше означенного он был механицистом, в высшей степени неразумно. Ломоносов стоял на том теоретическом фундаменте – атомизме, который предоставил ему его век. Но поскольку он был творческим атомологом, то естественно, на базе старой модели, он разработал новую модель атомизма (атомологии) и далее на ее основе уже решил весьма значительное количество задач науки и философии, настоятельно требовавших своего осуществления. Именно поэтому после Ломоносова оставались Откровения и Открытия, которые некоторые интеллектуалы, ну, не хотят почему-то воспринимать за Открытия. И потому я категорически не согласен с утверждением Г.С.Васецкого о том, что в области "теоретической механики Ломоносов не совершил таких открытий, научных обобщений, которые поднимали бы эту область знаний на новую, более высокую ступень" (Васецкий Г.С. М.В.Ломоносов, М., 1961, с. 91). Еще как поднимали! Не из этого ли понимания идей М.В.Ломоносова в 1749 году француз Д.Дидро разработает методологию (в рамках все той же атомной модели М.В.Ломоносова), которая получит название "трансформизм", но о котором "Философский энциклопедический словарь" 1990 года не найдет в себе мужества (а может быть…?) поместить статью. Зато диалектике и диалектическому материализму и диалектическому идеализму, то есть совершенно неведомо чему, будут отведены десятки, более того сотни страниц.
Священные письмена.
Египтяне считали, что письменности их обучил бог Тот во время царствования Осириса, утверждая таким образом ее древнее происхождение. В четвертом тысячелетии до Р.Х. примитивные знаки-пиктограммы постепенно были разработаны в символы-иероглифы: более или менее прямое представление о действительности становится все время более синтетичес ...
Царствование Александра I
и вопрос о крепостном праве
Александр I[3] вступил на престол 12 марта 1801 г. В манифесте 12 марта 1801 г. император принимал на себя обязательство управлять народом "по законам и по сердцу своей премудрой бабки". Основное правило: на месте личного произвола деятельно водворять строгую законность. ...
Религиозные движения на Севере
Религиозные движения на Севере примыкали к старинным сектам и ересям, гуситам, лоллардам, вальденсам и носили характер более резкий в отношении римской церкви. Их сторонники тали не только церковный строй, но и учение Рима считали не только церковный строй, но и учение Рима уродливым наростом, искажением, сравнительно с чистым христиан ...