М.В. Ломоносов делает для себя вывод, что для уяснения дела о сути окружающего мира, он, прежде всего, должен выделить отрасли интеллектуальной деятельности – "здоровую философию", химию и физическую химию. У каждой отрасли должен быть свой особый предмет (или объект) изучения. Философия должна, по его мнению, открывать и исследовать наиболее общие законы естественной модели мира, наиболее приближенной к естественной природе, и выводить отсюда закономерности всего объема принадлежащего совокупной химии и отдельно физической химии. "Правда, были и в этом столетии, - пишет М.В.Ломоносов, – ученые, приступившие к этому тяжелому делу и производившие похвальную попытку продолжить дорогу во внутренние тайники тела и зажечь свет среди этой темной ночи; но обманутые в своих ожиданиях, они и у других, казалось, отняли почти всякую надежду на успех. И я не осмелился бы приступить к этому (проложить дорогу во внутренние тайники тел и зажечь свет среди этой темной ночи), если бы сначала не считал возможным, размышлением преодолев все огромные препятствия, руководствуясь строгим геометрическим методом и пользуясь указаниями бесчисленных явлений, миновать, наконец, все изгибы и проложить тропу к великому свету новой здравой философии. Физическая химия есть наука, дающая объяснение на основании физических начал и опытов тому, что происходит при смешении тел вследствие химических операций. Она может быть названа также химической философией, но в совершенно другом смысле, чем та философия, где не только объяснения, но даже самые операции обычно производятся тайным образом" (Ломоносов М.В. ПСС, т.2, М.-Л., 1951, с.461). Свежая информация купить планшет с доставкой тут.
В своей другой работе "Введение в истинную физическую химию" М.В.Ломоносов продолжает: "Физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях. Она может быть названа также химической философией, но в совершенно другом смысле, чем та мистическая философия, где не только скрыты объяснения, но и самые операции производятся тайным образом. Я называю химию наукою в подражание писателям натуральной философии, которые хотя дают объяснение лишь важнейшим явлениям природы, так что очень много сомнительного и еще больше неизвестного, там не менее по праву украшают физику наименованием науки, имея основание для этого не в своих познаниях, но в задачах физики. Итак, никто не будет отрицать, что как бы мы мало ни преуспели в объяснении химических явлений физическим путем, мы можем в настоящем опыте пользоваться равными правами с физиками" (Ломоносов М.В. ПСС, т.2, М.-Л., 1951, с. 483, 485). Объект химии как натуральной философии и науки, – пишет далее М.В.Ломоносов, - "исследовать как состав доступных чувствам тел, так и то, из чего впервые образуются составные тела, – именно начала" и отсюда состав доступных чувствам тел из наблюденных различных качеств и тел и их изменений (Ломоносов М.В. ПСС, т.2, М.-Л., 1951, с. 489).
В 1961 году президент Академии наук СССР (с 1945 г.), академик (с 1932 г) С.И.Вавилов также как и П.Л.Капица, вероятно, по незнанию говорил о том, что "результаты научной деятельности М.В. Ломоносова остались почти неизвестными на Западе, а на родине в свое время он (Ломоносов – В.С.), к сожалению, был еще почти одиноким, не было конгениальных учеников и преемников" (Вавилов С.И. Михаил Васильевич Ломоносов, М., 1961, с. 30). Это мнение С.И.Вавилова совершенно неверно. Как же это так получается, что первый философ и ученый планеты того времени М.В.Ломоносов, которого уже в этом качестве отметил его учитель немец Х. Вольф – сам личность весьма незаурядная и гениальный Леонард Эйлер – не был известен ни на Западе, ни в России? Господь с вами, Сергей Иванович! И это все вот в таком искаженном свете преподносят нам выдающиеся ученые России. Славянороссы сами добровольно принижают значение величайшего своего собрата, суперинтеллектуала планеты эпохи XVIII столетия?! Впрочем это и не мудрено. Уж очень мы любим быть на вторых ролях, более того быть не замеченными, не отмеченными. А верно ли это? Правильно ли?!
Преобразования в области культуры и быта
Реформы Петра I в социально-экономической и политической сферах не могли не повлечь за собой преобразования в области культуры и быта. Их особенности: широкое вмешательство государственной власти в духовно-культурную сферу, а также европеизация российских порядков.
Делается акцент на создание светской школы, и проблемы образования стан ...
Нашествие татар, устройство Русских земель во II-й половине XIII века
Нашествие татар и татарское господство над Русью значительно углубило обособление Великороссии. Разгром Северной Руси татарами в 1237-1238 годах, а южной в 1240-1241 годах принес им не только сильное разорение, но завершился образованием царства Золотой Орды на низовьях Волги и подчинением русских земель власти ханов. Эта зависимость от ...
Становление государства и власти в первый период царствования
Ивана Грозного
Исходя из всего вышесказанного, исследователи делят времена правления Ивана Грозного на два неравнозначных периода: период, когда проявлялись его лучшие качества, как человека и государственного деятеля, приведшие к «укреплению Российского централизованного многонационального государства, усилению власти царя, … к реорганизации местного ...