В XIX - XX вв. купцы продолжали строить церкви, а в конце XIX века главное соперничество между именитыми родами развернулось под девизом «кто больше для народа сделает». Не обошлось здесь, естественно, и без тщеславия. Старший брат Владимира Рябушинского Павел, наставляя младших, говорил: «Богатство обязывает». По этой формуле жили предприниматели, по ней сверяли свою общественную деятельность. Но основной причиной благотворительности Владимир Рябушинский видел в сохранении твердой веры отцов и дедов, которые не приняли никоновской церковной реформы и остались верными старым традициям.
Предприниматели-старообрядцы в своей благотворительной деятельности руководствовались древним старообрядческим сказом об Иоанне Предтече, в котором говорилось о трех дарах и четвертой заповеди, посланных господом Богом. Первый дар - крест и молитвы, которым служат церкви и иконы в них. Следуя этому завету, купцы стремились возводить храмы и церкви. Второй дар предполагал любовь и милостыню. Ему служили богадельни, больницы, даровые столовые. Клиника купцов Морозовых на Девичьем поле в Москве представляла собой целый город. Третий дар - ночное моление, ему служила икона.
Среди купцов немало было собирателей и ценителей древних икон: Постников, Новиков, Солдатенков, Морозов, Третьяковы и многие другие. Четвертая заповедь: читальная книга. Эта заповедь также нашла последователей. Многочисленные древнерусские жития святых, собранные И.Н. Царским, послужили главным материалом для исторических исследований А.Н. Муравьева и В.О. Ключевского. Собрание А.И. Хлудова было не менее ценно. Его жемчужиной является известный византологам всего мира так называемый «Хлудовский псалтырь», драгоценный греческий памятник X-XI вв. Идейным издательством занимались Солдатенков, Сабашниковы, Ступин и другие.
Таким образом, можно смело утверждать, что религиозные воззрения являлись самым значительным фактором, побуждавшим предпринимателей к благотворительности и меценатству. Старообрядческие корни сохранялись в большей степени в семейных традициях московского купечества в сравнении со столичным, петербургским. Это сказалось и на меценатстве, которое в Москве проявлялось в более разнообразных формах и крупных денежных суммах. Об этом свидетельствует, в частности, высказывание императора Александра III при посещении им Третьяковской галереи. Государь сдержанно поблагодарил П.М. Третьякова за его собирательную деятельность и патриотическое намерение принести галерею в дар Москве, затем, обратившись к свите, гневно заметил: «Вот что один гражданин России мог сделать. Счастливая Москва! У нас в Петербурге ничего подобного нет».
На Руси организованная благотворительность как общественная система помощи, призрения ближнего появляется с принятием христианства, с основанием первых монастырей. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы. Пришедшие из Греции первые иноки принесли с собой не только врачебные знания, но и представление о врачевании как о подвижническом долге монахов. На протяжении многих веков монастыри наряду с религиозной деятельностью занимались врачеванием больных. Они накапливали медицинские знания и передавали их из поколения в поколение.
В нашей родной Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, сохранились здания XVII в., в которых находились лечебницы, долгое время бывшие основным местом, где москвичи получали врачебную помощь.
Первая гражданская больница в Москве была устроена боярином Фёдором Михайловичем Ртищевым неподалёку от его двора в конце 70 — начале 80-х гг. XVII в. в районе старинной улицы Знаменки. Мне больно было смотреть, когда при строительстве нового здания Генерального штаба в пер. Янышева ломали, сносили старинные особняки, дома с вековой историей, в том числе и здание ртищевской больницы.
Военная карьера А. И. Деникина
А. И. Деникин родился 4 декабря 1872 года в Варшавской губернии в бедной семье майора, бывшего крепостного. Его отец был в юности продан помещиком в рекруты, дослужился до майора, в 64 года вышел на пенсию, вторично женился на польской католичке Елизавете Федоровне Вршесинской. От этого брака и родился сын Антон.
Сына воспитывали «в ру ...
Типы взаимодействия ценностей в древнерусской
культуре
Архаическому сознанию русских было свойственно резкое противопоставление ценности и антиценности, в отличие, например, от индийской культуры, где господствует компромисс ценностей, их первичная неразделенность.
Впоследствии эта культурная традиция была переосмыслена в христианстве и оказала серьезное влияние на всю историю страны. В ру ...
Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами
Раннефеодальные государства, возникшие на территории России, находились в тесных взаимоотношениях со многими странами, были тесно связаны между собой.
Говоря о взаимоотношениях Руси и Хазарского каганата, необходимо подчеркнуть, что киевские великие князья вплоть до XI в. употребляли тюркский титул кагана (царя).
Хазарские города Итил ...