Архаическому сознанию русских было свойственно резкое противопоставление ценности и антиценности, в отличие, например, от индийской культуры, где господствует компромисс ценностей, их первичная неразделенность.
Впоследствии эта культурная традиция была переосмыслена в христианстве и оказала серьезное влияние на всю историю страны. В русском характере - доводить все до крайности, пытаться осуществить невозможное. В случае же неудачи этих попыток следует апатия, нежелание делать что-либо.
Отметим, что такая полярная ориентированность деятельности на бурную активность или на полный покой соответствует географическим условиям России, кратковременности сельскохозяйственных работ и долгому "мертвому сезону" зимы.
Ценностная ориентация русской культуры закрепляла нормы поведения, отвечающие задаче приспособления к естественной среде.
Способом приспособления к русской природе до конца XIX века была коллективная - родовая, общинная или семейная - деятельность, поэтому в русской культуре как высшая ценность утверждается духовный идеал коллектива, рода, общины, семьи.
С ним связаны представления о правде и ладе. В понятии "правда" сливаются представления об истине, справедливости, праве, власти; "лада" - представления о любви, доброте, семье, гармонии.
С родом, семьей связано сохранение идеала стабильности, который продолжал существовать даже в критические периоды истории. Во все времена к незнакомому человеку обращались матушка, отец, дядюшка, сынок, доченька.
Это означало включение его в круг родственных отношений - высших ценностей правды и лада. Это создавало обстановку душевной теплоты, неизвестную, скажем, западноевропейскому обществу, помогало людям выживать при трудностях и испытаниях. Взаимопомощь была незыблемой нормой народной жизни.
В круг коллективистских, родовых и семейных ценностей в России позднее включалась и высшая власть. Князь или царь был не только властителем, но прежде всего отцом. Хотя права подданных часто не были зафиксированы в законах, как это делалось на Западе, в народном сознании существовало представление об отеческом отношении царя к народу.
Царь-батюшка был воплощением правды и лада в обществе, охраняющим эти высшие ценности. Под его попечением вся страна считалась как бы большой семьей, в которой господствуют идеалы смирения, дружелюбия, откровенности, совестливости, милосердия.
Отсюда - традиционное неразличение в русской культуре государства и общества, народа. Государство рассматривалось прежде всего как "благоустройство" жизни общества. С этим же связан наивный монархизм русских.
Правде и ладу соответствовало на уровне индивидуальных ценностей понятие воли. Воля - это и простор, и свобода, и независимость, и собственное желание человека. Изначально "воля" не противопоставлялась "правде".
Напротив, когда государство становится оплотом "неправды", несправедливости, жестокости, угнетения, выбор "воли" означает возвращение к "правде". При этом ценности государственности становятся второстепенными, ибо государство перестает удовлетворять идеалам семьи.
Под лозунгом "воли" ведется борьба за перестройку жизни государства на основе ценностей народной культуры.
Но это может быть и "отстранение"от неправедной жизни, уход в леса, в монастырь для сохранения душевной чистоты. "Воля" - это правда казака и старовера.
Конец эпохи Ельцина
Многим будущим поколениям граждан России еще только предстоит познакомиться и осознать сложную и драматичную историю нашей страны в конце ХХ века. Обстоятельные учебники по этой теме будут написаны еще очень нескоро, хотя уже сейчас появляются учебники истории для средней школы, где приводится та или иная интерпретация событий уходящего ...
Михаил Васильевич Ломоносов
Нет ни одной науки, которая
развивалась бы без знания феномена.
Даниил Бернулли
Ломоносов интересен нам прежде всего
как философ (перифраз).
П. Стретерн
Гений не укладывается в рамки
требований любой администрации,
будь она русской или не русской
Рюдигер Тиле
Начну я свое представление Михаила Васильевича Ломоносова с совершен ...
Уильям Шекспир
Шекспир, Уильям (Shakespeare, William) (1564-1616), английский поэт, драматург, актер. Родился в Стратфорде-на-Эйвоне (графство Уорикшир) 23 апреля. Его отец, Джон Шекспир, был в Стратфорде видным человеком и занимал разные должности в системе городского самоуправления. Мать, Мэри, была дочерью Роберта Ардена, мелкопоместного дворянина ...