Но не только возникновение новых видов искусства происходит в это время. Одновременно, как мы уже видели, изменяется и роль старых. Если в античности ведущей была скульптура, то теперь ее место, без сомнения, занимает монументальная живопись.
Тип христианского храма в эти первые века еще не сложился. Его возникновение произойдет4 только в следующем, VI столетии, а пока византийские архитекторы усиленно ведут поиски его форм. Они приспосабливают для целей христианского собора два вышеупомянутых типа античных светских зданий, но декорируют их мозаичными композициями, не известными древнему миру ни по своим темам, ни по технике, ни по стилю.
Фрески, которые раньше покрывали стены катакомб, теперь для торжествующего христианства казались слишком бледными и будничными. Разнообразно декорированные мозаиками многочисленные храмы, естественно, привлекали к себе верующих. Великолепен и роскошен не только цвет и блеск смальты. Образы святых, неподвижно стоявших перед зрителем, пристально на него смотрящих огромными глазами, казались особенно значительными и неземными.
Изображения на стенах должны были рассказывать об основных событиях христианской истории и уносить мысль и чувства верующих к вечности христианских догматов. Той же цели служил ритуал богослужения, который, однако, только через несколько веков, благодаря усилению роли пения, приобрел более сложную и торжественную форму. Пока же он ещё отличался несколько строгим, аскетичным характером.
Укреплению власти императора в Византии с самых первых лет существования империи способствовало необычайное богатство церемониала. Только император носил пурпурные одежды, только он подписывался пурпурными чернилами. Наследники появлялись на свет в комнате дворца, стены которой обтягивала пурпурная ткань. Царевичи были поистине "порфирородными". Многочисленные изделия из золота и серебра, над которыми трудились константинопольские мастера, делали быт императора особенно роскошным.
Период IV-V веков можно считать своеобразным мостом, от античности к средневековью. На огромном пространстве у средиземноморского мира, в совсем разных и расположенных далеко друг от друга землях происходят одни и те же процессы. Они определены прежде всего утверждением христианства и появлением в связи с этим новых задач перед искусством, переставшим быть предметом чувственного восприятия, каким оно являлось в античном мире. Теперь оно призвано уводить верующего из мира реального в сверхчувственный. Создание нового стиля - длительный, постепенный и неровный процесс. Поздняя античность, раннее христианство, Византия почти неотделимы друг от друга. В одном и том же памятнике можно найти тесно переплетенные черты того и другого.
Создавая произведения архитектуры, живописи, прикладного искусства, византийские художники, естественно, находились в сфере влияния античного искусства. Старые памятники помогали византийским мастерам получать импульсы от своего, пусть языческого, художественного наследия. Это стало навсегда одной из основных черт византийского искусства, той особенностью, которую можно охарактеризовать как постоянный стимул для дальнейшего развития, для нового взлета искусства. Однако в отличие от всех последующих периодов, когда к античности обращались за помощью, сейчас ее желали преодолеть, хотя сделать этого до конца не могли.
Разнообразные композиционные приемы, умение правильно передать пропорции фигур, изобразить их в движении, сложная колористическая гамма в живописи, тонкая светотеневая моделировка ликов были невольно унаследованы ранневизантийскими мастерами от античных произведений эллинистического периода. Но одни только эти средства удовлетворить новую духовную жизнь не могли.
Церковь и государство во взглядах русских консерваторов XIX
века. Религия в консервативной общественной мысли
В настоящее время консерватизм занимает заметное место среди идейно-политических течений. Очень сильно возрос интерес к общественной консервативной мысли. К тому же сегодня «очень модно» быть консерватором.
В справочной литературе консерватизм характеризуется как идейно-политическое течение, противостоящее прогрессивным тенденциям соци ...
Города. Магдебургское право. Положение городского населения
Опустошенные и обезлюдевшие во время монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига, города Украины постепенно отстраивались, становились очагами ремесел, промыслов, торговли, культуры, политической жизни. В Галицко-Волынской земле были отстроены Галич, Владимир, Луцк, основан Львов. На Подолии новые замки-крепости появились в Каме ...
Феодалы
Господствующий класс феодалов назывался «людьми лучшими» и делился на бояр, житьих людей, земчан и духовенство.[3]
а) Бояре.
Верхушку господствующего класса составляли бояре. Это были землевладельцы, рабовладельцы и капиталисты, которые эксплуатировали население на своих земельных, лесных и речных владениях.
Кроме того, бояре организ ...