Обычно на створках изображались игры, происходившие в честь консула на ипподроме. На одной из таких створок, хранящейся в Государственном Эрмитаже, представлен консул Ареобинд, избранный в 506 году в Константинополе. Диптихов этого консула сохранилось довольно много. Они принадлежат сейчас собраниям музеев Милана, Цюриха, Безансона. На эрмитажной створке консул, одетый в роскошно орнаментированное платье, изображен в тот момент, когда он дает знак к началу состязаний на ипподроме. В левой руке у него скипетр, на котором помещены две маленькие фигурки. У одной из них в руках свиток. Именно этому консулу, Ареобинду, император Анастасий пожаловал кодекс его прав, о чем и напоминает фигурка со свитком. Земельные участки под ижс в подмосковье rodzem.ru.
На поле же ипподрома в тот момент, когда консул изображен дающим знак к началу состязания, уже показан следующий момент: игры в полном разгаре. Один гимнаст перепрыгивает через палку, другой - упражняется на турнике. Карусель с двумя корзинами, в которых сидят люди, крутит медведь. Актер декламирует, патетически жестикулируя.
Как и скульпторы, высекавшие мраморный рельеф с изображением Феодосия, резчик по слоновой кости уже подчиняется некоторым принципам средневекового искусства. Фигура консула гораздо больше по размеру, чем фигуры актеров и зрителей, сидящие за парапетом. Неподвижная поза, фронтальность изображения явно отличают, вернее было бы сказать - отделяют консула от повернутых в сложных поворотах зрителей и гимнастов. При всем том композиция развивается на плоскости снизу вверх, и глубина пространства не выявляется.
Показательно, что художники запечатлели в композиции не одно мгновение, а передали длительность времени. Это выражается включением в композицию разновременных эпизодов. Плоскостность фона, его условность в данном случае позволяют связать все отдельные эпизоды в единое целое.
Вместе с тем резчики по слоновой кости не забыли еще античных традиций. Они явно ощутимы в мягкой обработке кости, в округлых формах рельефа, в правильных пропорциях фигур.
От античного искусства перешли в консульские диптихи и некоторые сюжеты, и отдельные персонажи - такие, как фигуры персонификаций, столь любимые древнегреческими художниками. Например, рядом с консулом Магнусом, створка диптиха которого также хранится ныне в Государственном Эрмитаже, величественно стоят две женские фигуры. Одна из них, в высоком шлеме, олицетворяет Рим, а другая, в головном уборе сложной формы, - Константинополь.
На створках располагались и сцены из античных драм. Возможно, "Медее" Еврипида и "Близнецам" Плавта посвящены изображения еще одной створки, некогда входившей в состав полиптиха (Государственный Эрмитаж). Обе сцены расположены друг над другом. Вверху - актер, только что окончивший речь, держит в руке трагическую маску, а жестом другой руки благодарит публику. Внизу - два персонажа в одинаковых одеждах, похожие друг на друга чертами лица и прическами, очевидно, участвуют в инсценировке Плавта.
Диптих с изображением битвы со львами (Государственный Эрмитаж) сохранился целиком. На каждой из створок представлено по четыре воина. Художник показывает разные моменты борьбы. В верхней сцене зверь нападает на человека. Внизу - копейщик закалывает льва. Диптих датируется серединой V века. Он создан, очевидно, в Александрии, мастерские которой славились своими изделиями из слоновой кости. Но створки диптиха вырезали разные мастера. Автор правой придерживался старой античной традиции. Под ногами каждой из фигур воинов он обозначил линию почвы, твердо ставя на нее своих персонажей и разграничивая таким образом с ее помощью один эпизод от другого. На левой - все фигуры, находясь друг под другом, как бы повисли в воздухе, так как таких отделяющих линий здесь нет. Ни в правой створке, ни даже в левой, где нет линии почвы, персонажи еще не приобрели той характерной неустойчивости, которая в более поздних произведениях создавалась постановкой фигур на носки. Твердую постановку ступней (даже при отсутствующей линии почвы под ногами в левой створке), правильные пропорции, уверенно переданное движение борцов, мягкие складки туник, подчеркивающие форму их тел, можно рассматривать как непосредственное влияние античных образцов.
Ценностные ориентации древних славян
В основе представлений славян о жизни лежало понятие судьбы. С ним связывались представления о счастье (доля) и несчастье (недоля), победе и поражении, достатке и недостатке (в хозяйственном смысле).
У прибалтийских славян каждое из этих проявлений судьбы имело собственного бога: Белобога, бога счастья, и Чернобога, бога несчастья. Хар ...
Русская армия в 1 мировой войне (1914-1918 г.г.)
К началу войны численность русской армии достигала с выше 1 млн. человек. Армия была неплохо вооружена и обучена, имела за плечами большой боевой опыт. Накануне в 1913 году была разработана и принята "Большая программа" по усилению и совершенствованию армии. Но начавшаяся 1 мировая война прервала её выполнение. Русская армия о ...
Общественное движение России во второй половине 19в.
Изменения, происходившие в экономической и социальной сферах, способствовали активизации общественно-политической жизни в стране, усиливали противостояние между властью и обществом. В стране нарастало революционное движение, начало которому положили крестьянские выступления в ответ на манифест об отмене крепостного права. Условия отмены ...