Огромным достижением ранневизантийских архитекторов явилось усовершенствование принципов возведения купола над квадратным основанием. Сводчатые сооружения Древнего Рима обладали большой массой. Силам давления сводов противопоставлялись значительные массы толстых стен. Византийские сооружения - качественно новая ступень в развитии сводов и куполов. Она характеризовалась появлением конструктивного каркаса. Прямоугольные структуры, определяющие план сооружений, получили возможность гармоничного сочетания со сферическими. В середине V века в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне переход квадрата стен к круглому основанию купола был осуществлен за счет четырех сферических треугольников - парусов. В то же время ветви "креста", расходящиеся от подкупольного квадрата, перекрыты полуциркульными сводами.
Интерьеры наиболее богатых храмов империи оформлялись мозаиками.
Техника этого особого вида монументального искусства была заимствована средневековыми художниками от античных. Однако в античную эпоху мозаикой украшали чаще всего пол здания. Теперь же композиции разместили на стенах. Их стали выкладывать не из гальки, но из смальты. Кубики смальты - стекловидной массы, окрашенной окисью металлов в разные цвета, а затем обожженной, составляли яркие композиции. Кубики несколько отличались друг от друга по форме и размеру. Из них составлялась не идеально гладкая поверхность. Каждый кубик был положен под некоторым углом к другому, затвердевая так в известковом растворе основы, на которую накладывался. Неровная поверхность подчеркивала разнообразие цветовой окраски смальты, создавала мерцание её тона.
С IV века, со времени правления Константина, живопись, и прежде всего та, которая оформляла интерьеры храмов, стала основным видом изобразительного искусства. С этого момента устанавливается её преобладание над скульптурой, которую постепенно всё более отвергали как напоминавшую о языческих богах.
В мавзолее св. Констанции в Риме мозаика ещё в основном орнаментальна. Сцены сбора винограда, повторяющиеся мотивы виноградной лозы, павлинов, декоративных веток можно даже, если забыть о символизме христианского искусства, принять за языческие сюжеты. Между тем виноград - символ Христа, а виноградное вино - символ его крови, пролитой им ради искупления грехов людей. Павлин - символ вечности, то есть загробной жизни, уготованной христианам. Ветки, цветы, павлины в мавзолее св. Констанции свободно размещены на синем фоне, который напоминает о небесной сущности всего изображенного.
Символика стала пронизывать собой не только византийское, но и все европейское искусство. С течением веков она сложилась в систему, строго обоснованную теологами. Но впервые язык новых символов возник еще тогда, когда христианство было гонимой религией. Тайные его приверженцы, помещая на стенах своих погребальных камер - катакомб изображения, должны были скрыть их смысл от язычников. Художники в катакомбах начали изображать символы Христа - пастуха, виноградную лозу, рыбу. О присутствии Христа напоминал крест. Язык символов оказался универсальным, с его помощью можно было придать изображению многозначность, выразить глубокий смысл. Именно поэтому он сохранился и продолжал развиваться после объявления христианства господствующей религией.
В V веке, через столетие после выполнения мозаик в мавзолее св. Констанцы в Риме, в другом мавзолее - Галлы Плацидии в Равенне - уже появились большие сюжетные композиции. Среди них - изображение Христа как Доброго Пастыря. Образ молодого пастуха в свободной короткой тунике часто встречался среди памятников античного искусства Его заимствовали первые христианские художники, когда они стали изображать на стенах катакомб Христа в виде пастуха Язычники, преследовавшие христиан, могли принять такое изображение за бога Гермеса. Но христиане видели в этом образе напоминание об одной из первостепенных миссий Христа как пастыря человеческих душ. Тип Христа - Доброго Пастыря оставался основным и после официального признания христианства. Так изображали Христа в скульптуре таким он появился в мозаичной композиции в мавзолее Галлы Плацидии.
Деятельность Г.К. Жукова по организации отражения фашистской агрессии
1 сентября 1939 года нападением на Польшу гитлеровская Германия развязала вторую мировую войну. Пакт с Германией дал возможность Советскому Союзу выиграть время для укрепления обороноспособности страны. Когда под ударами вермахта развалилась панская Польша, Красная Армия 17 сентября 1939 года выступила в поход, заняв территории Западной ...
Эпоха Ельцина. Россия при Б.Н. Ельцине
Прежде чем начать рассматривать личность и вклад в историю России Б. Ельцина требуется получить некоторые "вводные данные", без которых невозможно представить и осмыслить их. В первую очередь, это социально-экономическая ситуация в стране, предшествовавшая приходу Ельцина к власти.
Перейдем к историческим реалиям, предшествов ...
VI съезд РСДРП[б]
Намеченную Лениным новую тактику утвердил VI съезд партии, проходивший полулегально в Петрограде с 26 июля по 3 августа 1917 г. К этому времени партия насчитывала в своих рядах 240 тыс. коммунистов. Скрываясь в Разливе, Владимир Ильич руководил съездом через своих соратников. Указания Ленина были положены в основу решений, принятых съез ...