К началу XX в. Сибирь представляла собой противоречивую картину. Это была земля несметных природных богатств и более зажиточного, чем в Европейской России, населения. В то же время это был край чиновничьего своеволия (ведь здесь не было земства), край каторги и ссылки. Промышленность здесь была менее развита, чем в Европейской России, ниже был и уровень просвещения и здравоохранения. Освоение огромного края тормозилось, прежде всего, его отдаленностью и слабым развитием путей сообщения.
С экономическим подъемом в Сибири происходит рост городского населения: если в 1897 г. оно составляло 393 тыс. человек, то к 1913 г. выросло до 1 млн. Приблизились к 100-тысячному рубежу или превзошли его Омск, Томск, Иркутск. В связи со строительством Транссиб: появляются новые города — Новониколаевск, Татарск, Тайга, Боготол и другие.
Особенно удивительна судьба Новониколаевска, возникшего в 1893 г. как поселок строителей железнодорожного моста, через Обь. В 1903 г. Николай II утвердил преобразование поселка Новониколаевского в "безуездный город" Томского уезда. Родившись на пересечении торговых путей, будущая столица Сибири росла невиданными темпами. Недаром город уже и тогда называли "Сибирским Чикаго". До 1914 г. численность его населения удваивалась каждое пятилетие. За два десятилетия своего существования Новониколаевск заметно выдвинулся среди сибирских городов, стал главным центром сибирского мукомолья.
Самым крупным событием начала XX в. в истории Сибири стало завершение строительства Сибирской железной дороги, которую нередко называли Великим сибирским путем, а ныне кратко именуют Транссибом. Строительство последнего участка этой магистрали — Кругобайкальского — было завершено в 1904 г.
Современников поражали масштабы этой стройки, предпринятой по повелению императора Александра III. В начале XX в. Сибирская магистраль стала самой протяженной железной дорогой не только в России, но и в мире: ее общая длина достигала 8 тыс. километров. Сложнейшими техническими сооружениями явились мосты через великие сибирские реки. Грандиозный мост через Обь у села Кривощеково (в районе современного Новосибирска) воздвигнут по проекту талантливого инженера и ученого Н. А. Белелюбского; мост через Енисей в Красноярске имел шесть пролетов по 144 метра, в 1900 г. он был удостоен в Париже золотой медали.
Еще большее влияние оказало проведение железной дороги на сибирское сельское хозяйство. С ее вводом в действие из Центральной России в Сибирь устремились миллионы крестьян в поисках свободной и обеспеченной жизни. С 1896 по 1913 г. в Сибирь переселилось более 3 млн. человек.
Поскольку теперь стоимость перевозок сократилась в 5—6 раз, стало экономически выгодным вывозить за границу не только меха, драгоценные камни и металлы, но и продукты сельского хозяйства. Как говорили современники, сибирские недра и леса уступили первенство полям и лугам, а меха и золото — хлебу и сливочному маслу (экспорт этого скоропортящегося продукта стал возможен только благодаря сооружению железной дороги).
Что же представляла собой Сибирь в последнее годы императорской России? Несмотря незначительный экономический подъем, она оставалась преимущественно аграрным краем: примерно 2/3 всей валовой продукции в, регионе давало сельское хозяйство и лишь 1/4 — промышленность. Существенную роль в общероссийском масштабе играли только некоторые отрасли горной промышленности (в 1913 г. 65%, всего золота, 25% свинца, 8% угля дала Сибирь). В Сибири трудилось чуть более 1% рабочих страны, дававших 1,5—2% валовой продукции российской промышленности. Местную промышленность представляли главным образом две отрасли: горная и пищевая, причем последняя преобладала (составляла 8/10 обрабатывающей промышленности). В ней наиболее сильным было мукомольное производство. В то же время почти не развивались машиностроение и химическая промышленность.
Столыпинская реформа
Столыпинская аграрная реформа – понятие условное, ибо она не составляет цельного замысла и при ближайшем рассмотрении распадается на ряд отдельных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в следующем: разрушение общины и развитие частной собственности, создание крестьянского банка, переселение крестьян, кооперативное движени ...
Другие мнения по поводу мотивации
Мотивы «Аль-Каида» были тщательно проанализированы различными сторонами, включая политиков, учёных, комментаторов СМИ и журналистов. В своей речи в 2001 году Джордж Буш обрисовал мотивы террористов следующим образом: «Они ненавидят… демократически избранное правительство… они ненавидят нашу свободу — нашу свободу религий, нашу свободу с ...
Внешняя политика в 70–90-е годы
В обстановке обострения противоречий между крупнейшими капиталистическими странами в борьбе за передел мира, колоний, рынков сбыта, расширение сфер влияния, внешнеполитическое положение России было сложным.
После Крымской войны российское правительство стремилось восстановить свое влияние в Турецкой империи и на Балканах. После выступл ...