Большинство декабристов в ссылке оставили революционную деятельность и занялись просветительством. И, может быть, как раз в этом и состоит их главная заслуга перед Россией. Они изучали быт, нравы, обычаи местного населения. Одно из первых опубликованных этнографических исследований Бурятии принадлежит Н.А. Бестужеву. Но не только это. Например, за двухколесной бричкой, очень удобной для передвижения по забайкальскому бездорожью, навсегда закрепилось название "бесту жевка". Братья Бестужевы, Борисовы, некоторые другие декабристы активно распространяли среди населения агрономические, гигиенические знания; на свои средства устраивали амбулаторные пункты, небольшие больницы. Особенно плодотворны были усилия декабристов в деле организации народного образования, декабристские школы, устроенные по так называемой "ланкастерской" системе, открывались по всей Сибири, в том числе и в Иркутске, Петровском заводе, иркутском селе Олонки.
Декабристы опубликовали огромное количество научных и публицистических работ по самым разным вопросам сибирской жизни - земледелию, просвещению, по национальному вопросу, экономике и другим. Эти статьи, книги, письма будили интерес просвещенной части русского общества к Сибири, ее значению для России, ее нуждам и проблемам.Так декабристы отплатили добром за то невольное зло, которое причинила им сибирская земля, в которой большинство из них и осталось.
Пребывание декабристов — представителей наиболее просвещенных людей эпохи — способствовало развитию края. Они внесли большой вклад в его изучение, в просвещение, здравоохранение и другие сферы жизни[4].
"Благодаря" разгрому тайных обществ дворян-революционеров в Читинском, а потоми в Петровском, острогах на время поневоле собрался цвет русской интеллигенции. Такая концентрация просвещенных, высокообразованных людей в тюремной тесноте привела к созданию "Каторжной академии". На ее "конференциях" "академики" читали друг другу лекции, каждый по наиболее близкой ему тематике. Курс истории вели Н.А. Бестужев, U-M- Муравьев, П.А. Муханов, М.М. Спиридонов; курс русской литературы - A.M. Одоевский, своими наблюдениями и воспоминаниями делился участник первой русской кругосветной экспедиции К.П. Торсвн; медик.К.Ф,- -Болыр преподавал физику, химию, анатомию, физиологию; П.С. Бобрищев-Пушкин - высшую математику; Д. Завалишин и Ф. Ъадковский - астрономию. А братья А. и П. Борисовы, образованные ботаники, энтомологи и орнитологи, в свободное время занимались . сбором коллекций местных растений и насекомых, в том числе бабочек. И это все в ручных и ножных кандалах! И все они так или иначе занимались литературным трудом, музыкой, пением, то есть старались жить в традициях просвещенного дворянства своего времени. Только по восшествии на престол нового императора Александра 11 декабристам была объявлена амнистия, но вернулись живыми очень немногие.
Религиозные движения на Севере
Религиозные движения на Севере примыкали к старинным сектам и ересям, гуситам, лоллардам, вальденсам и носили характер более резкий в отношении римской церкви. Их сторонники тали не только церковный строй, но и учение Рима считали не только церковный строй, но и учение Рима уродливым наростом, искажением, сравнительно с чистым христиан ...
Внешняя политика в 70–90-е годы
В обстановке обострения противоречий между крупнейшими капиталистическими странами в борьбе за передел мира, колоний, рынков сбыта, расширение сфер влияния, внешнеполитическое положение России было сложным.
После Крымской войны российское правительство стремилось восстановить свое влияние в Турецкой империи и на Балканах. После выступл ...
История Запорожской Сечи в XVII – XVIII вв.. Экономически
– политическая жизнь
В начале XVII в. на Украине существовали три основные группы казачества: во-первых, запорожцы, жившие, по сути, за границами Речи Посполитой; во-вторых, казачество пограничных городов, которое не имело официального, признанного правительством, статуса и в значительной степени игнорировало государственную власть; в-третьих, зажиточные ре ...