"1489 год. Князь великий Иван Васильевич всея Руси послал рать свою на Вятку за их …., князя Данила Васильевича Щеня да Григория Морозова (Софийская летопись II) и иных воевод со многою силою. Они же шедте городы Вятские …. , а вятчан всех к целованию приведома, а арян к роте приведоим" (Новгородская летопись IV, Софийская летопись IиII, Русский Временник). Как развивались события данного похода мы знаем из отрывка Архангельской летописи. Видимо решил Великий князь окончательно покончить с Вятской вольницей. Послал он на Вятку рать великую, что бы уж наверняка: "…,а Москвичи иные или … , а устюжане, и двиняне, и волжане, и коргопольцы, и белозёрцы, и вологжане, и вычугжане и сысоличи шли в судах" (Архангельские летописи). Даже татар привлёк в количестве 700 всадников во главе с воеводой ихним Уриком. Те, кто водным путём двигались прибыли под Котельнич 24 июля, Московское войско конное пришло 30 июля, а татары 2 августа подоспели. Стояли сводные полки князя великого под Котельничем до 6 августа, а дальше под Хлынов двинулись "А было на Вятке великого князя силы 64 тысячи" (Архангельская летопись). 16 августа 1489г. все эти силы огадили Хлынов – центр Вятской земли. Вятчане закрылись в городе. Воеводы великокняжеские "дали вятчанам опас", т.е. предупреждение, что если те добром не сдадут город, то он будет взят силой. Вятчане стали просить чтобы "рать земли вятские не воевала, а мы великому князю челом бьём и службу служим". Опять хотели москалей перехитрить, да взятку воеводам дать. Да видно на этот раз Иван III, поумнее оказался, послал на покорение Вятки более ответственных служак, чем в прошлый раз. И ответили они осаждённым: "целуйте же вы крест за великого князя от велика до мала, а изменников и крамольников выдайте головами: Ивана Опиниева, да Поконья Лозцева да Пилку Богодийщикова". Вятчане попросили сутки на размышление. Воеводы согласились. После двух дневного раздумья вятчене отказались выдавать своих бояр, после чего воеводы велели своим войском готовиться к приступу и обкладывать стены города горючими материалами "… и примет к городу всякому человеку по бреми смол да берёст, да 50 человек по две сажени плетня и к горду плетни подставляли" (Архангельская летопись). Осаждённые видя, что город хотят поджечь и их поджарить заживо, решились на измену и выдали выше приведённых бояр московским воеводам. Те передали их конвою, состоящему из устюжан Фёдору Ешпову, Левонтию Манушкину, Фёдору Жигулёву и Ивану Опилисову и велели доставить в Москву к великому князю. Куда бояре и были доставлены, после чего Иван III велел их "кнутьем бити да и повесити" (Архангельские летописи).
Вожаки антимосковской партии были казнены, остальных недовольных расселили по территории московского государства, что бы не было у них возможности вместе собраться и бунт поднять. Часть наиболее решительных и боевых не желавших сменить волю на неволю на Волгу в разбой ушкуйничий подались, а затем, скорее всего в казачестве растворились. Тех же оказал содействие московским воеводам князь великий отблагодарил "И князь Великий вятчан земских людей в Боровице да в Кременце посади и поместья им подавал, а торговых людей вятчан же иных в Дмитриеве посади, а Арских князей (потомков каринских татар, живших на Чепце) пожаловал – отпустил в свою землю" Рязанская летопись). Была Вятка вольною да стала подневольною, жили орлы на вятской земле, да все вышли, остались лишь Вороны.
Ход событий
После избрания по инициативе патриарха Иова на Земском соборе 1598 г. царем Бориса Годунов ситуация в России несколько улучшилась. Тяжелый хозяйственный кризис конца XVI в. сменился частичной, но очевидной экономической стабилизацией. Успешными оказались внешнеполитические акции царя: в 1590—1593 гг. у Швеции был отвоеван ряд городов на ...
Напряжение взаимоотношений США и Японии
Для наращивавшего свою мощь военно-морского флота Японии таким противником оставались США и Великобритания. Однако это не означало, что империя считала себя готовой в обозримом будущем сразиться с этими крупными державами в Восточной Азии и на Тихом океане. Наоборот, в Токио стремились не допустить такого развития ситуации, когда обостр ...
Римский брак в культуре. Божества,
покровители брака
Конкордия - богиня согласия и покровительница супружеского мира.
Юнона - богиня брака, семьи и материнства.
Церера - следила за правами замужних женщин.
Гименей - в греческой мифологии божество брака, также олицетворение брачных песен, который также почитался в Древнем Риме. Так, сохранилась фреска из Помпей, изображающая Гименея стр ...