Господствующий класс феодалов назывался «людьми лучшими» и делился на бояр, житьих людей, земчан и духовенство.[3]
а) Бояре.
Верхушку господствующего класса составляли бояре. Это были землевладельцы, рабовладельцы и капиталисты, которые эксплуатировали население на своих земельных, лесных и речных владениях. http://student54.ru/ где заказать курсовую работу срочно.
Кроме того, бояре организовывали ремесленные и торговые предприятия, вели через купцов обширную внутреннюю и внешнюю торговлю, являлись банкирами, занимались ростовщичеством. В их руках находились все основные отрасли народного хозяйства и государства.
Владея большим количеством земель и собирая подати и поборы с подвластного им населения, новгородские и псковские бояре осуществляли на своей земле функции государственной власти.
Бояре пользовались различными привилегиями и льготами. Они не платили податей и не несли повинностей в пользу государства, за исключением тех случаев, когда к выполнению той или иной повинности привлекалось буквально все население города. После установления в Новгороде аристократической республики бояре стали руководить деятельностью веча, «осподы»[4], контролировать деятельность приглашенного князя и всех должностных лиц. Они избирали из своей среды посадников, тысяцких, сотских, губских старост, воевод и других должностных лиц. Из бояр избирались также послы. Таким образом, все нити государственного управления находились в руках бояр.
б) Житьи люди.
Следующую группу господствующего класса феодалов занимали житьи люди – крупные землевладельцы, но менее знатные, чем бояре. Житьи люди не пользовались всеми привилегиями принадлежавшими боярам. Они не могли быть избраны на высшие государственные должности. Они также занимались торговлей и ростовщичеством.
в) Земцы.
Средние и мелкие землевладельцы в Новгороде назывались своеземцами, а в Пскове – земцами. Нуждаясь в вооруженной силе, Новгород и Псков наделяли их землей, которой они владели до тех пор, пока несли службу. Обрабатывали они свои наделы, как правило, своим трудом. Иногда земцы объединялись в товарищества или артели, так называемые «сябры» или «складники», для совместной эксплуатации своих земель и других угодий.
г) Духовенство
К господствующему классу относилось и многочисленное духовенство, являвшееся наряду с боярами, крупнейшим землевладельцем. Во главе новгородской церкви стоял владыка архиепископ Великого Новгорода и Пскова. Военные действия новгородцы начинали не иначе, как по благословению архиепископа.
Новгородские и Псковские монастыри владели не только землей, но и угодьями для рыбной ловли, а так же вели торговлю через собственные лавки в городе. Духовенство имело право на «десятину» (десятую часть от торговых пошлин и продаж[5]). Оно играло большую роль в политической жизни государства, и теснейшим образом было связано с боярством. Высшее духовенство пользовалось большим влиянием на вече. Духовные лица часто направлялись в соседние государства в качестве послов. Им поручалось хранение государственной казны. Духовенство освобождалось от податей и повинностей. Оно имело свои объединения – соборы.
Гонка вооружений гонка вооружений между США и СССР
Гонкой вооружений
принято называть политическое противостояние двух или нескольких держав (а чаще — целых военных блоков) за превосходство в области вооруженных сил. В ходе такого противостояния каждая из сторон производит огромные запасы оружия, пытаясь установить паритет с противником или обогнать его.
Ракетно-ядерная гонка в рамках ...
Екатерина Джугашвили – мать вождя. Иосиф
Джугашвили.
О детских годах Джугашвили мало что известно. Сам Сталин не любил вспоминать об этом времени. Детство было беспросветно безрадостным. Екатерина и Виссарион Джугашвили бедные крестьяне, а затем горийские плебеи жили в страшной нужде. Из троих сыновей Михаил и Георгий, не прожив и года, скончались, остался лишь Сосо (Иосиф). Как писал И. ...
История Запорожской Сечи в XVII – XVIII вв.. Экономически
– политическая жизнь
В начале XVII в. на Украине существовали три основные группы казачества: во-первых, запорожцы, жившие, по сути, за границами Речи Посполитой; во-вторых, казачество пограничных городов, которое не имело официального, признанного правительством, статуса и в значительной степени игнорировало государственную власть; в-третьих, зажиточные ре ...