Крестьянская реформа 1861 года – отмена крепостного права в России в условиях революционной ситуации, главная из буржуазных реформ 1860-1870 гг. Проведена царским правительством в интересах помещиков-крепостников на основе «Положений 19 февраля 1861 года» (опубликовано 5 марта). Помещичья собственность на землю сохранялась. Полученные от помещиков наделы крестьяне обязаны были выкупать. До выкупа они назывались временнообязанными и несли в пользу помещика оброк или барщину. На местах реформу проводили мировые посредники, составлявшие на каждое имение уставные грамоты. При межевании помещики отрезали себе значительную часть крестьянских земель (отрезки) и отводили крестьянам худшую землю. Крестьянство ответило на Крестьянскую реформу массовыми волнениями (Бездненские волнения, Кандеевское восстание). Крестьянская реформа создала условия для развития капитализма, сохранив ряд феодальных пережитков. Нерешенные социально-экономические противоречия привели к обострению классовой борьбы. «1861-ый год породил 1905-ый»[20]
[1]С 1584 г. Федор Иванович (1557-1598). Последний русский царь из династии Рюриковичей. Сын Ивана IV. Фактически страной управлял Борис Годунов (шурин Федора).
[2]С 1598 г. Борис Годунов (ок.1552 – 1605).
[3]С 1801 Александр I. (1777 – 1825). Старший сын Павла I.
[4]Строгановы – династия купцов и промышленников из поморских крестьян. В 1515 г. Аникей Федорович Строганов завел в Соли Вычегодской солеваренный промысел. В 1558 г. ему и его потомкам пожалованы огромные владения на Урале. Участники освоения Сибири с конца XVI в. оказывали большую помощь правительству во время Смутного времени. В XVIII в. Строгановы вошли в круг русской аристократии, стали баронами, затем графами.
[5]После обеденного кофе
[6] Собиравшиеся по личному усмотрению Екатерины Государственный Совет 30 марта 1801 г. заменен был постоянным учреждением, для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Затем манифестом 8 сентября 1802 г. петровские коллегии были преобразованы в восемь министерств. Каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия; каждый министр был отчетен перед Сенатом.
[7] Александр восстановил жалованные сословные грамоты, но он признавался, что против воли восстановил жалованную грамоту дворянству, потому что исключительность дарованных ею сословных прав была ему всегда противна.
[8]Положение 19 февраля 1861 г. – законодательные акты, оформившие отмену крепостного права в России и поземельное и административное устройство жизни бывших крепостных.
[9] Сперанский (1772 – 1839 г.) – государственный деятель, один из главных участников реформ во времена Александра I, в царствование Николая I – составитель первого Полного собрания законов Российской империи в 45 томах.
[10]И декабристы вместе с ними . Движение 14 декабря было последним гвардейским дворцовым переворотом; им кончается политическая роль русского дворянства. После 14 декабря пошли за Урал лучшие люди сословия, после которых осталось много мест, не занятых в продолжение следующего царствования. Это была потеря, которую было трудно вознаградить и при более обильном запасе нравственных сил сословия. Из него выбыло столько дельцов, которые могли восстановить и усилить политический авторитет сословия, если бы остались в рядах. В следующее царствование дворянство не могло иметь прежнего значения уже потому, что оскудело силами после катастрофы 14 декабря.
Вывод
Таким образом, проведя исследование литературы, указанной ниже, я хочу сказать о нескольких основных вещах. Во-первых, вплоть до XV века Новгородская земля являлась практически независимым государством с самостоятельной культурой, правда не очень отличной от всего остального русского государства. При этом она была очень сильным государс ...
Роль религии в становлении государственности и культуры
Перед правящими классами встала необходимость принятия религии, которая отвечала бы потребностям классового общества.
Поскольку попытка киевского князя Владимира (980 - 1015 гг.) реформировать язычество оказалось невозможной, оставалось принять религию у соседей. Подходящие религии в соседних странах имелись. В Волжской Булгарии был ра ...
Мораль и брак
Цицерон в одном из писем писал, что считает жизнь холостяков самой прекрасной на свете, а греческий философ II века Секунд (лат. Secundus) на свой же вопрос, что такое женщина, отвечал, что это "порча мужчины, ненасытное животное, оплот уничтожения, гибельная гадюка". По мнению учёных, большинство женщин всё же были порядочным ...