К началу ХIХ в. словацкий народ накопил уже достаточно сил, чтобы начать борьбу за возрождение национальной куультуры. Однако ее формирование в силу крайне тяжелых условий проходило весьма медленно и неравномерно даже по сравнению с соседними землями Австрийской империи. Это в значительной степени обусловливалось динамикой национального движения словаков. Так, на протяжении всей первой половины Х1Х века главными были борьба за литературный язык, пробуждение национального самосознания, распространение в общественной мысли идеи об автохтонности словаков и отстаивание национальной самобытности. Ее хранителем представлялся прежде всего фольклор. Он же рассматривался как естественная основа национальной литературы. В этом направлении начинает свою творческую деятельность Я. Коллар. Он издает двухтомник национальных песен, обосновав их эстетическую ценность. Поэма Коллара "Дочь Славы", ставшая крупным явлением словацкой культуры этого периода, вышла при жизни поэта 4 раза. Она построена как аллегория страданий, но в то же время направлена на возрождение славянства, призывала к единству для будущего процветания.
Острая необходимость борьбы за национальные права словаков выдвигала на первый план в литературе, драматургии тему родины, тему героического подвига во имя свободы своего народа. В этом ключе трактовались история Великой Моравии, наиболее славные страницы прошлого, на это же была устремлена и концепция славянской взаимности Я. Коллара.
Словацкие патриоты понимали, что лишь кодификация и внедрение единого словацкого литературного языка, создание национальной периодической печати, прежде всего ежедневной газеты, учреждение культурно-просветительских центров, организация начального образования могли обеспечить рост национального самосознания, объединить национальные силы словаков. Как уже отмечалось, первыми шагами в этом направлении стали культурно-просветительские организации. Следует упомянуть о созданном в 1834 г. в Буде Обществе любителей словацкого языка и литературы. Четыре тома литературного альманаха "Зора" ("Заря"), редактором которых был бернолаковец М. Гомуляк, включали произведения наиболее известных словацких литераторов, самого Гомуляка, а также Я. Голлого, К. Кузмани. Однако и на этот раз представители евангелической и католической интеллигенции не смогли преодолеть разногласия и прийти к единой норме словацкого литературного языка.
В 40-е годы ХIХ в. во главе движения словаков за национальную культуру встал Людовит Штур. Представитель нового поколения литераторов, он очень широко трактовал понятие культура, не ограничивая ее лишь развитием науки и искусств, но подразумевал под ней подъем материального уровня народа. Поиски Штура нашли выражение в его книге "О народных повестях и песнях племен славянских" (1833), в других сочинениях,а также в многочисленных статьях, публиковавшихся в периодических изданиях. Главным инструментом просветительской деятельности словацких будителей становится первая словацкая политическая газета, основанная Штуром в 1845 г., "Словенске народни новины" ("Словацкая национальная газета").
В 1844 г. было образовано надконфессиональное литературное общество "Татрин", которое поставило своей непосредственной целью содействовать развитию словацкой культуры. В его задачи входило внедрение литературного языка, на котором писали талантливые литераторы А. Сладкович, Я. Краль, Я. Калинчак, издание и распространение книг, оказание материальной помощи словацкой учащейся молодежи. Члены общества проявили интерес к словацким древностям. При их финансовой поддержке вышли в свет "Грамматика" Л. Штура (1846), труды М. Годжи о словацком литературном языке и другие книги.
Что касается сферы образования, то словацкие общественные деятели на протяжении всего Х1Х в. осознавали острую необходимость расширения слоя образованных людей. Однако создать систему национального образования словакам так и не удалось. В начале Х1Х в. словацкие будители в своей просветительской деятельности ратовали за организацию воскресных школ и читален ( в 70-е годы действовало 150 читален), за усиление нравственных начал в жизни общества, вели борьбу за повышение культурного уровня населения, в том числе и путем пропаганды обществ трезвости. Вопрос о начальном образовании на родном языке в масштабах всего королевства был поставлен Л. Штуром на последнем перед революцией 1848- 1849 гг. заседании Государственного собрания в Пресбурге (Братиславе).
Крестьянский вопрос
Понятно, что остзейская эмансипация не могла быть желательным образцом для разрешения крепостного вопроса в коренных областях России. Благомыслящие и знакомые с положением дела люди думали, что лучше не возбуждать вопроса об освобождении крестьян, чем разрешать его по-остзейски. Однако вопрос обсуждался в правительственных кругах. Прави ...
Формирование и развитие государственной власти
По-видимому, к VIII в. до н. э. относится возникновение у римлян царской власти, испытавшей значительное влияние этрусской традиции. Царь титуловался rех, обладал функциями вождя и жреца; он имел привилегию восседать на курульном кресле из слоновой кости, имел 12 телохранителей – ликторов, вооруженных топориками - фасциями. Царь избирал ...
Положение французских кальвинистов в царствование Людовика XIV
Царствование Людовика XIV, чье заявление - "государство - это я" достаточно выразительно говорит об утвердившейся во Франции классической форме абсолютизма. Его торжество сопровождается огромным ростом влияния на политику государства католической церкви. Духовенство оставалось первым в государстве сословием, самым могущественн ...