Так же, как и Ч.Валиханов, И.Алтынсарин был последовательным сторонником идей просвещения. И это было далеко не случайно. Получив по преимуществу русское образование, он, конечно, не мог не заметить той колоссальной разницы и тех несомненных преимуществ, которое имеет светское знание перед религиозным, особенно перед ее мусульманским проявлением. Но главное не в этом. Блестящие знание русского языка и литературы, того значения, которое играло просветительство в общественной жизни России и других развитых стран Европы, укрепило его интерес к этому передовому, для своего времени, идейно- политическому течению. Вся его практическая деятельность, направленная[79] на организацию народного образования в Казахской степи, неопровержимо свидетельствует о том, что он блестяще усвоил основополагающие идеи просвещения и настойчиво стремился внедрить их в жизнь. При этом он исходил из того, что под просвещение следует понимать такие знания, которые всецело основаны на науке. Только они способны служить делу исторического прогресса. Но их нельзя получить иначе, как проучившись положенное время в светской школе. Они должны решительно противостоять религиозному «образованию» и религиозной вере. Вот почему просветитель настойчиво призывает молодое поколение учиться не в религиозных мектебах и медресе, а именно в школах.
Знаний увидев свет,
Дети в школу идите!
Прочитанное сохраните.
Дело пойдет успешно,
Радости будет – вдвойне…
Знайте: неграмотный бродит,
Словно слепой, в темноте.[80]
Светское образование, согласно его глубоким убеждениям, дороже всякого богатства.
Стада – богатство степное –
Сметает суровый джут,
Богатство ученных иное-
Растущее, вечно живое-
Вьюги не заметут…
Мать и отец постареют,
А в старости, может быть,
Придет к ним внезапно бедность…
Как им ее пережить?
Тогда –то учение ваше
Даст им желанный покой.
Вы бедность от них отведете
Уверенною рукой
Невежество и отсутствие знаний делают человека беспомощным перед судьбой, считал он. И только тот, кто без устали стремится овладеть наукой и знаниями, может быть спокоен за свою жизнь.
Как добры конь не устанет,
Так знание не подведет.
Темному человеку
Счастья жизнь не дает[81]
Он однозначно считал, что просвещение лежит в основе прогресса всех сторон общественной жизни. Именно знание позволяет просвещенным народам создавать жизненные блага, строить процветающее общество.
Строить дивные дворцы
Умный, знающий народ.
Сильный знание своим
Он уверенно живет.[82]
Такими простыми и понятными для людей, и особенно для детей, стихами И.Алтынсарин пытался довести до их сознания идею необходимости образования, приобретения истинных знаний путем обучения в светских школах, дающих полезные для жизни уроки, а не забивающих головы учеников школу не нужной схоластической ерундой. Что же касается невежества и так называемого религиозного образования, то они не могут дать нечего, кроме застоя, средневековой отсталости и даже попятного движения.[83]
Вступив в должность инспектора школ Тургайской области, Алтынсарин открыл по одному двухклассному русско- киргизскому училищу в Иргиском, Николаевском, Турнгайском и Илецком уездах и укомплектовал эти училища учениками и учителями. Алтынсарин особое значение придавал оборудованию этих училищ. Много внимания он уделял созданию библиотек при каждой школе. «При училищах Тургайской области,- писал он,- я намеревался учредить библиотеки учительские и ученические, на что я и собрал уже 600 руб. Цель этих библиотек заключается не только в том, чтобы книгами из них пользовались одни учащиеся и учителя; но чтобы и окончившие курс (ученики), грамотные вообще люди, имели в степи места, откуда есть возможность брать полезные книги и руководства к дальнейшему их самообразованию».[84] Алтынсарин потратил много сил и энергии на открытие ремесленных и сельско -хозяйственных училищ, придавал исключительное значение подготовке из среды коренного населения специалистов, необходимых для экономического развития Казахстана.
Внешняя политика Японии на современном этапе
Япония занимает во всех происходящих геополитических изменениях и стратегических играх в Азии далеко не последнее место. Проще говоря, Токио расстается со своей прежней ролью статиста и намерен в будущем играть более активную роль в обеспечении региональной и собственной безопасности, что прежде было заботой Соединенных Штатов. Это связ ...
Гимринская башня. Смерть имама
Гази-Магомед и Шамиль с немногими уцелевшими мюридами решили защищаться до последней возможности, и засели в башне, построенной после хунзахской битвы, у которой Гази-Магомед предсказал свою гибель. Они личным примером ободряли немногих уцелевших мюридов. В воспоминаниях современного Шамилю горского историка Мухаммеда-Тагира есть замеча ...
Положение крестьян в России в начале 19 века
Дворянские и буржуазные историки России XIX — XX вв. не могли вскрыть исторической необходимости отмены крепостного права и закономерностей становления буржуазного строя в России. Они считали, что исторические факты в силу своей неповторяемости не поддаются теоретическим обобщениям, а следовательно, исключают возможность установления об ...