Япония занимает во всех происходящих геополитических изменениях и стратегических играх в Азии далеко не последнее место. Проще говоря, Токио расстается со своей прежней ролью статиста и намерен в будущем играть более активную роль в обеспечении региональной и собственной безопасности, что прежде было заботой Соединенных Штатов. Это связано с тревожными для Японии тенденциями: переход позиций регионального военного и экономического лидера к Китаю, перенос акцента во внешней политике ближайшего союзника США с АТР на Ближний Восток, обострение тайваньской проблемы, возникновение прямой военной угрозы со стороны КНДР, твердость России по Курильской проблеме. В течение полувека американское военное присутствии на Японских островах и ядерные гарантии США были для соседей Токио доказательством того, что Япония будет воздерживаться от перевооружения.
Такая ситуация является реликтом холодной войны, и ее исчезновение
-
это вопрос времени. Поведение Японии в последнее время подтверждает, что Токио стремиться вести себя как «нормальная страна», то есть иметь собственную военную политику и полноценную армию. К таким фактам следует отнести посылку миротворческого контингента в Ирак, конфликт с северокорейскими морскими силами, конфронтацию с КНР из-за острова Сэнкау, моральную поддержку Тайваня, бескомпромиссность по Курилам, интерес к активному участию в американской программе ПРО ТВД (театра военных действий).
Свои отношения с Вашингтоном Токио твердо намерен из покровительственных превратить в равноправные и партнерские. По-видимому, в Вашингтоне это понимают и относятся к этой тенденции благожелательно. Причина все та же Китай. Но помимо Китая в Токио начинают опасаться возможной мощи объединенной Кореи. Японские военные говорят, что в результате объединения страны корейские вооруженные силы будут в десять раз превосходить японские. Если не произойдет радикального сокращения вооруженных сил на первом этапе объединения, то Япония адекватно отреагируют на эту угрозу. К тому же неизвестно, как Сеул распорядится ракетным и, возможно, ядерным потенциалом Севера. Ряд депутатов японского парламента открыто говорят, что в случае Японии следует перейти в разряд ядерных держав (технически для нее, как и для ФРГ, это вопрос времени). Таким образом, отмена статьи 9 японской конституции (запрещающей стране иметь вооруженные силы), это вопрос еще нерешенный (политически), но уже подготовленный к решению в головах японского и стратегического руководства. И это логически вытекает из динамики изменения в отношениях Токио с Сеулом, Пекином и Вашингтоном. Единственным сдерживающим фактором в этом случае будет, как и в ситуации с Западной Германией в 1950 годы, инкорпорирование Японии в некие азиатские международные структуры по типу НАТО и ЕС для Германии. И, конечно, остается узда в виде двусторонних отношений Токио с Соединенными Штатами [46].
США и Япония объявили об углублении сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, передает
Kuodo
News
. В ходе встречи в формате «два плюс два» госсекретарь США Кондолиза Райс и министр обороны Дональд Рамсфельд провели переговоры со своими японскими коллегами
-
министром иностранных дел Нотабукой Матимура и главой оборонного агентства страны генералом Йошинори Оно. Результат
-
совместное заявление об углублении оборонного сотрудничества, связывающего две страны с целью обеспечить безопасность в «непредсказуемости и неуверенности» Азиатско-Тихоокеанского региона. В заявлении не уточняется, как именно будет углубляться военное сотрудничество между США и японских сил самообороны. Основные проблемы, стоящие перед США и Японией в регионе, взаимоотношения Китая и Тайваня, а также неожиданное вступление Северной Кореи в круг ядерных держав. Они опасаются, что непростые отношения Тайваня и Китая могут дестабилизировать весь регион. Что же касается Северной Кореи, то США и Япония в очередной раз призвали ее вернуться за стол переговоров и полностью отказаться от своих ядерных вооружений. США и Япония подтвердили свою приверженность к «мирному объединению Корейского полуострова и поискам мирного решения проблем, связанных с Северной Кореей». Япония, видящая себя политической державой 21 века, налаживает свои отношения с Северной Кореей и стремится к установлению дипломатических отношений, тем самым во внешнеполитическом плане окончательно решить послевоенные вопросы, обеспечить себе стратегическую базу на территории Северной Кореи, необходимую для продвижения на азиатский континент, Сибирь.
Налоговая реформа Петра Великого
Для покрытия дополнительных расходов Петр Великий ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Вводятся прибыльщики — чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли», придумывать новые виды податей. По инициативе прибыльщиков были введены: подушная подать, гербо ...
Словаки в революции 1848–1849 гг."Требования словацкого народа"
Начавшаяся в марте 1848 г. в Австрийской империи революция была восторженно встречена штуровцами, другими представителями словацкой интеллигенции. Они увидели в ней возможность углубить и реализовать разработанную ими к 1847 г. программу. Изначально помимо национальных они пытались включить в нее и социально-экономические требования. Та ...
Проблемы политических преобразований Екатерины II в историографии
Во второй половине 1870-х годов вышли из печати XXV- XXIX тома «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева, содержащие подробную характеристику этого времени, доведенную до 1775 г. и основанную на обширном архивном материале. Внутреннюю политику Екатерины Соловьев рассматривал как продолжение европеизации страны, начатой Петром ...