Брак - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению к друг другу и к детям. Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода (лат. matrimonium - брак, от лат. mater - мать), для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Среди бедного населения, скорее всего, также преобладал расчёт, однако не исключались браки по любви.
Авторы времён Римской империи[6] считали республику периодом расцвета римского брака за то, что мужчины строго контролировали мораль жён. Партнёрство супругов в современном понимании считалось не только ненужным, но и невозможным: в Древнем Риме считалось, что жена должна была посвятить свою жизнь поддержке мужа и заботе о нём.
Если желавшие заключить брак находились во власти главы семьи (арх. - лат. pater familias), им нужно было получить его разрешение. Брак также мог состояться по инициативе главы семьи, например, в целях укрепления политического или торгового партнёрства. Согласие детей было выражением "расположения к браку" (лат. affectio maritalis), "решения соединить жизнь" и тесно связано с почитанием друг друга как мужа и жены (лат. honor maritalis). Юридический характер браку придавала эта моральная сторона, а не формальная и не физическая. II титул XXIII книги Дигесты "De ritu nuptiarum" в собрании трудов римских юристов открывается словами Модестина: "Брак есть супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божеского и человеческого права", что, по мнению учёных, подходит лишь к раннеримскому браку.
В свободном браке также присутствовал сакральный элемент, и брачные обряды также именовались "священными". Римские юристы конца республики уделяли большее внимание "человеческому", чем "божественному" праву, а в Институциях[7] Юстиниана римское определение брака выглядит так: "Законный брак заключают между собой римские граждане, которые сходятся, следуя предписаниям законов".
Погребальный обряд
«Сама идея погребения умерших сородичей зарождается еще в каменном веке, но в эпоху бронзы этот аспект мировоззренческой деятельности наполняется новым содержанием. В этом сложном комплексе представлений центральное
место занимала идея о том, что мир мертвых в общих своих чертах соответствует миру живых людей. Именно отсюда берет свои и ...
Витебское гетто
Даже в самом кошмарном сне не могло бы присниться витеблянам то, что пришлось им увидеть в оккупированном Витебске. Тысячи евреев стали здесь жертвой фашистского геноцида – невиданных унижений и издевательств, а потом тотального уничтожения.
Столетиями были они значительной частью населения этого древнего города. По предвоенной перепис ...
Александра I
С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. Они принадлежали к поколению, непосредственно следовавшему за дельцами екатерининского времени; то были люди, воспитанные в самых передовых идеях XVIII в. и хорошо знакомые с государственными порядками. То были граф ...