На всех этапах российского исторического процесса накапливался опыт формирования и функционирования представительных органов, что было следствием естественного стремления широких масс населения к выражению своих интересов в решении задач государственного управления, общественного развития. Новгородское вече, Боярская дума, Земский собор и другие органы центральной и местной сословно-представительной власти в определенной мере ограничивали власть князей, монархов, заставляли их прислушиваться к мнению народа. Жесткая централизация, установление самодержавной монархия сопровождались ограничением и ликвидацией представительной власти, однако система местного самоуправления продолжала существовать и несла в себе идею создания представительных организаций с возрастающими правами.
Поиск путей реформирования общественного устройства России привел общественное движение к мысли о необходимости создания общероссийского представительного органа. Но реформы второй половины XIX в. в области местного самоуправления (земская, городская реформа) не завершились созданием такого органа, хотя демократические слои населения настаивали на этом.
Массовое революционное движение в стране вынудило царизм пойти на создание центрального законодательного учреждения. 11 декабря 1905 г. царское правительство издает закон о выборах в 1 Государственную думу. По закону более половины населения страны было лишено избирательных прав. Многоступенчатые выборы проводились по четырём неравноправным куриям: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. По каждой курии избирались выборщики.
Выборы в 1 Государственную думу (27 апреля — 8 июля 1906 г.) прошли в марте-апреле 1906 г. Самой многочисленной в составе думы оказалась фракция кадетов, которой из 448 депутатов было предоставлено 153 места. К тому же к ним примыкали 63 депутата национальных групп. На правом фланге думы оказались октябристы. Черносотенные организации не смогли провести своих депутатов. Председателем Думы был избран кадет С. А. Муромцев, профессор Московского университета. Депутаты-кадеты стремились использовать свое пребывание в Думе для ограничения власти царя через конституционные реформы. Но центральным вопросом стал аграрный. На рассмотрение Думы были внесены аграрные законопроекты кадетской партии и трудовиков. Оба проекта предусматривали образование земельного фонда для обеспечения безземельных и малоземельных крестьян землей (не в собственность, а в пользование). Между представленными проектами имелись существенные расхождения. Трудовики выступали фактически за национализацию земли, кадеты допускали сохранение крупных помещичьих имений. Резкие разногласия между царским правительством и Думой с первых дней ее существования, отказ исполнительного органа подчиняться законодательному в конечном итоге закончились роспуском I Государственной думы 9 июля 1906 г.
Самодержавие стремилось обеспечить приемлемый для себя состав новой Думы. Однако II Государственная дума (2 февраля — 2 июня 1907 г.) оказалась более левой, чем первая. На ее левом фланге оказались 222 депутата, в том числе 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров, 16 народных социалистов, на правом — монархисты и октябристы имели 54 депутата, кадеты, которые представляли своеобразный центр, получили 98 депутатских мест. Председателем II Думы, начавшей работу 20 февраля 1907 г., был избран кадет Ф. А. Головин. Кадеты избрали тактику “бережения” Думы от разгона. В этой связи они демонстрировали свою готовность сотрудничать с правительством. Как и в I Думе, во II Думе центральным был аграрный вопрос. Первыми поставили его трудовики. Был выдвинут и кадетский аграрный проект, но теперь он был правее прежнего и вызвал единодушное осуждение крестьянских депутатов.
Почувствовав себя достаточно сильным, царское правительство перешло в наступление, и 3 июня 1907 г. царским манифестом была распущена
II Государственная дума.
По новому избирательному закону число выборщиков от помещиков и крупной буржуазии было значительно увеличено. Отстранялись, как и прежде, от выборов женщины, студенты, военнослужащие. Лишались избирательных прав беднота и батраки, урезались права нерусских народов. Вследствие ограничений могли принять участие в выборах только 13 % взрослого населения.
Собравшаяся на первое заседание 1 ноября 1907 г. III Государственная дума (1 ноября 1907 г. — 9 июня 1912 г.) разительно отличалась от двух предыдущих по своему классовому, профессиональному и партийному составу. Фракция трудовиков насчитывала всего 14 депутатов, сильно сократилось число кадетов. Самую многочисленную фракцию составили октябристы — 154 депутата. Председателем думы был избран крупный московский фабрикант-октябрист А. И. Гучков. За полный срок (5 лет) деятельности Дума рассмотрела и утвердила 2117 законопроектов. Большинство из них составляли текущие законы о сметах различных ведомств.
Исторические условия, повлиявшие на формирование характера Ленина
Конец 19 начало 20 века был временем мучительного поиска Россией своего места в мировой цивилизации. Новые задачи, вставшие перед страной, ровно, как и новые явления в экономической, политической, духовной жизни настоятельно требовали перемен в существовавшем политическом строе.
В стране отсутствовали свободы. Первые политические парти ...
Гонка вооружений как составляющая холодной войны
Холодная война
— глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.
Внутренняя логика противостояния требовала от сторон участия в конфликтах и вмешательства в развитие со ...
Экономическая политика династии Романовых
Для экономической политики новой династии Романовых было характерно следующее: стимулирование развития хозяйства, но главным образом государственного (царского) сектора, сбор налогов в опустевшую казну, а также жесткая организация всей жизни людей для выполнения первых двух задач.
Значительное внимание уделялось первыми Романовыми разв ...