К началу XIX века новым явлением в экономическом развитии России было формирование капиталистических отношений. Помещичьи и крестьянские хозяйства все более теряли натуральный характер, втягивались в рыночные отношения. Крепостническое хозяйство неотвратимо шло к глубокому кризису. Но в отличие от Европы в России подавляющая часть населения занималась земледельческим трудом, находилась в феодальной зависимости от дворян - помещиков или государства. Промышленность была развита слабо и группировалась главным образом вокруг Москвы, Петербурга, а также на Урале.
В 30 - 40-е гг. XIX в. в России начинается промышленный переворот, возникают новые заводы и фабрики, постепенно, хотя и медленно, растет применение паровых машин. Получает распространение вольнонаемный труд.
Раньше всего паровые двигатели и механические станки стали вытеснять ручные станки и " вододействующие " механизмы мануфактурного периода в хлопчатобумажной промышленности. В 1846 г. в России было 700 тыс. веретен, приводившихся в действие паровыми двигателями. В 1859 г. таких веретен уже имелось 1600 тыс. Паровые двигатели внедрялись и в некоторые другие отрасли промышленности.
Возросла и производительность труда: в середине XIX в. один рабочий производил продукции в 3 раза больше, чем в начале столетия, а на долю машинного производства приходилось уже свыше 2/3 продукции крупной промышленности в стране. В то же время из-за медленных темпов развития промышленности отрыв от стран Запада возрастал. Если в XVIII в. Россия занимала первое место в мире как по выплавке чугуна (треть мирового производства ), так и по его вывозу, то в начале XIX в. английская металлургия догнала российскую, а к 1860 г. превзошла ее почти в 12 раз. Обогнали Россию также США, Германия и другие страны. Россия по производству чугуна отошла на восьмое место. Еще более отставала она в области машиностроения, топливной промышленности, в развитии транспорта.
В дореформенной России основными видами транспорта были водный и гужевой. В начале XIX в. был проведен ряд новых каналов, соединивших Каму и Северную Двину, Днепр и Вислу, Западную Двину и Неман, Верхнюю Волгу и Балтийское море. Однако пропускная способность этих каналов была небольшая.
Во второй четверти XIX в. стало развиваться пароходное сообщение. В 1815 г. на р. Неве появился первый пароход " Елизавета ". В 1860 г. на Неве, Волге, Днепру и их притокам, а также по Каспийскому и Черному морям плавало 339 пароходов.
В первой половине XIX в. началось строительство шоссейных и железных дорог. Если к 1825 году было построено 367 верст шоссейных дорог, то к 1861 г. - 8515. Шоссе соединили Петербург с Варшавой, Москву с Петербургом, Варшавой, Ярославлем и Нижним Новгородом. Значительное количество шоссейных дорог было построено в Прибалтике. Однако протяженность шоссейных дорог для огромных пространств России была ничтожно мала.
Первая в России железная дорога была построена на одном из уральских заводов в 1834 г. крепостными механиками Е. и М. Черепановыми. В 1837 г. Петербург был соединен железной дорогой с Царским Селом, а в 1843-1851 гг. была построена Петербургско - Московская железная дорога, имевшая большое экономическое значение. Всего к 1861 г. в России насчитывалось около 1,5 тыс. верст железнодорожных линий, что было недостаточно для такой огромной страны.
Преобладающей отраслью экономики страны оставалось сельское хозяйство, развитие которого носило экстенсивный характер (за счет расширения площади посевов). С 1802 г. по 1860 г. площадь посевов выросла с 38 до 58 млн. десятин (на 53 %) , а валовые сборы зерна - с 155 до 220 млн. четвертей (в одной четверти - 8-10 пудов). Прирост посевных площадей происходил, в основном, за счет осваиваемых районов Южной Украины, Бессарабии, Предкавказья и Среднего Поволжья. Важнейшей отраслью сельского хозяйства являлось животноводство. В целом по стране оно носило натуральный характер: скот разводился главным образом для " домашнего употребления". Товарное животноводство имело место в Ярославской, Тверской и Вологодской губерниях, в Прибалтике и в степной полосе России.
Немцы на Смоленщине
Немцы и русские никогда не были чужими друг для друга. Напротив, они всегда ощущали особую духовную близость и даже родственность. В XX веке, с его антагонизмами и войнами, характерными особенно для его первой половины, эта близость вновь привлекает к себе усиленное внимание. Тем самым приобретает новое звучание и совершенно иной по сво ...
Витебское гетто
Даже в самом кошмарном сне не могло бы присниться витеблянам то, что пришлось им увидеть в оккупированном Витебске. Тысячи евреев стали здесь жертвой фашистского геноцида – невиданных унижений и издевательств, а потом тотального уничтожения.
Столетиями были они значительной частью населения этого древнего города. По предвоенной перепис ...
Японо-американский договор о безопасности как гарант
безопасности двух стран. История подписания и основные
положения японо-американского договора о безопасности
В сентябре 1951 года был подписан Сан-францисский мирный договор, который подтвердил новую послевоенную расстановку сил в мире и зафиксировал безоговорочный отказ Японии от претензий на ряд территорий, и в том числе на Курильские острова.
Японо-американский договор (о гарантии) безопасности 1951 г. - военное соглашение между США и Япон ...