18 ноября 1919 г. Сунь Ятсен произнес речь перед студенческой ассоциацией Шанхая на тему “Экстренная задача спасения родины”, в которой высоко отозвался о “движении 4 мая”, отмечая его высокую организованность и эффективность. Ука-зызая, что оно было вызвано внешними причинами, Сунь Ятсен призывал молодежь с таким же вниманием отнестись и к проблемам внутрикитайским, поддержать “движение в защиту конституции”, добиваться восстановления деятельности законного парламента. Он подчеркивал, что борьба против кабальных -и унизительных договоров с иностранцами тесно связана с борьбой против милитаристских группировок за объединение страны[6].
В конце апреля 1919 г. Чжоу Эньлай вернулся в Тяньцзинь из Японии. Он незамедлительно включился в патриотические выступления местной молодежи, развернувшиеся после получения известий о событиях 4 мая в столице. Вечером 6 мая в Тяньцзине состоялся массовый митинг протеста учащихся городских учебных заведений против действий пекинских властей. На следующий день был образован временный общегородской комитет учащихся, который 12 мая провел общественную панихиду по студенту, убитому в Пекине во время подавления полицией студенческой демонстрации 4 мая. После панихиды, в которой участвовало более тысячи человек, собравшиеся, разбившись на группы, организовали многочисленные патриотические митинги в различных частях города и пригородах. 14 мая по примеру пекинской молодежи в Тяньцзине был создан Объединенный союз учащихся средних школ и высших учебных заведений города; руководящую роль в нем играли представители Чжилийского политехнического института, Нанькайской средней школы и Бэйянского университета. К учащимся Тяньцзиня присоединились и студенты правительственного железнодорожного училища в соседнем Таншане. Представительницы женских средних школ 25 мая создали Патриотическую ассоциацию женщин Тяньцзиня.
Арест пекинским правительством 3 июня большой группы пекинской молодежи за участие в патриотических митингах и собраниях вызвал новую волну протеста в Тяньцзине. Объединенный союз учащихся организовал перед зданием Нанькайской школы многотысячный митинг. Собравшиеся дали клятву защищать Родину, восстановить суверенитет Китая и смыть нанесенный ему позор, изгнать предателей Родины, разделить со всей страной опасности и горести, держаться сообща до победного конца. После митинга они направились к резиденции губернатора пров. Чжили с петицией, в которой требовали освобождения арестованных в Пекине студентов, возвращения Китаю бывших германских концессий в Шаньдуне и отмены навязанного Японией “21 требования”. 9 июня в Тяньцзине прошел грандиозный митинг — присутствовало более 20 тыс. человек. Представители различных общественных организаций города одобрили призывы прекратить со следующего дня занятия в учебных заведениях, работу на предприятиях и в торговых учреждениях. 18 июня была образована Объединенная ассоциация представителей различных слоев населения Тяньцзиня за национальное спасение. В нее вошли более 170 различных организаций и групп от торговых, промышленных, экономических, просветительских, религиозных, благотворительных кругов города[7]. Заместителем руководителя Объединенного союза учащихся Тяньцзиня был избран близкий друг Чжоу Эньлая по Нанькайской школе Ма Цзюнь. Он предложил Чжоу Эньлаю стать редактором создаваемой газеты Объединенного союза учащихся Тяньцзиня (“Сюэшэ ляньхэхуэй бао”).
Чжоу Эньлай не задумываясь ответил согласием и с головой ушел в работу — добывал средства на издание газеты, приобретал бумагу, подыскивал типографию, подбирал редакционный аппарат. В целях рекламы он поместил 12 июля в газете Нанькайской школы большую статью о целях и задачах новой газеты. Показав место “движения 4 мая” в общем контексте развития международной обстановки на Дальнем Востоке, “рисовых бунтов” в Японии и движения за независимость Кореи, Чжоу Эньлай назвал их “волнами мощного прибоя новой мысли”, непосредственным результатом возросшего национального самосознания народов Восточной Азии. Он заверял читателей, что новая газета будет руководствоваться идеями “обновления и реформ”, “духом демократии”, будет знакомить общество со взглядами современного “идеологического прибоя”, “выполнять задачу общественного контроля над политикой правительства”, давать объективное освещение общественной жизни и критику различных научных теорий. Эта блестящая статья Чжоу Эньлая вскоре была перепечатана всеми ведущими газетами Тяньцзиня.
Место и роль кладов в культурной жизни Кыргызстана
Сегодня, как и сотни лет назад, люди продолжают находить клады. Чаще всего такую находку предсказать не возможно. Однако историки и археологи Кыргызстана стремятся как можно больше узнать о быте и укладе жизни прошлых поколений поселенцев нашей страны. Именно опора на историческое прошлое государства дает ему уверенность в завтрашнем дн ...
Развитие внутренней и внешней торговли
Новый толчок в XV в. получило развитие торговли. Помимо местных торгов, возникают региональные торговые рынки – в Новгороде, Москве, Твери, Нижнем Новгороде и др. Все больше распространяется купеческая специализация. Она существовала двух видов: географическая (торговля с определенными странами, например, «сурожане» торговали с крымским ...
Города. Магдебургское право. Положение городского населения
Опустошенные и обезлюдевшие во время монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига, города Украины постепенно отстраивались, становились очагами ремесел, промыслов, торговли, культуры, политической жизни. В Галицко-Волынской земле были отстроены Галич, Владимир, Луцк, основан Львов. На Подолии новые замки-крепости появились в Каме ...