Традиционно история городов рассматривалась через призму приобретения или изменения их функций, сопровождавшихся изменением численности населения и развитием инфраструктуры (жилье, соцкультбыт, коммуникации). Однако этот основополагающий принцип игнорировался применительно к советскому времени, когда развитие городских поселений искусственно привязывалось к политической истории с выделением таких этапов как гражданская война, восстановительный период, Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и т.д. При этом игнорировались как раз качественные параметры и достижения западной экономической географии и истории в изучении урбанизации и городов. Не избежала подобного подхода и история Новосибирска.
Попытку исправить сложившееся положение представляет предлагаемая периодизация история Новониколаевска – Новосибирска с позиций изменения его функций. С этой точки зрения можно выделить следующие этапы: 1. 1893 – февраль 1917 г.; 2. 1917 – июнь 1941 г.; 3. 1941 – конец 50-х гг.; 4. конец 50-х – конец 80-х гг.; 5. последнее десятилетие (1989 – 1999). Несмотря на разнообразие функций, выполняемых городом в разное время, две константы составляли стержень его жизнедеятельности. Прежде всего постоянно возрастающее значение Новосибирска как транспортного узла. В рамках первого этапа – сооружение Трансиба, Алтайской железной дороги, судоходство по крупнейшей водной магистрали Западной Сибири – Оби, на втором – реконструкция Трансиба, сооружение железной дороги Инская – Проектная (на Кузбасс); в послевоенный период – электрификация Трансиба, организация авиационного сообщения; конец 50-х – конец 80-х гг. характеризуется превращением города в центр авиационных перевозок Западной Сибири (открытие в 1963 г. Толмачевского аэропорта), сооружением автодорог с твердым покрытием до Барнаула, Кемерово, Томска, Ленинск-Кузнецкого, наращиванием перевозок в Обь-Иртышском бассейне в связи с освоением Западно-Сибирского нефтегазового комплекса; в истекшем десятилетии завершилось строительство автотрассы на Омск, начались работы по сооружению обходной с севера автомагистрали. Кроме того, история города целиком укладывается в процесс становления в России индустриального общества. Причем его начало и завершение (1-й и 5-й этапы) осуществлялось в рамках рыночных (капиталистических) отношений, вернее, в обстановке перехода к ним.
Первый этап нам представляется особенно важным, так как именно в это время происходит зарождение основных предприятий и сообществ, в том числе и зарождении пожарного общества.
Цель данной работы – рассмотреть пожарную безопасность Новониколаевска в дореволюционный период.
Задачи:
- рассмотреть вопросы развития Сибири в начале ХХ века;
- изучить историю пожарной охраны Ново-Николаевска;
- выявить вклад Н.М. Тихомиров в создание Добровольного пожарного общества.
Губернские комитеты
Первым выступило рязанское дворянство, оно выразило желание устроить из своей среды комитет для выработки проекта нового устройства крепостных крестьян. Волей-неволей одна за другой следовали этому примеру и прочие губернии, причем наша Московская была в числе последних.
К половине июля 1858 г. во всех губерниях открыты были губернские ...
Позиция администрации США в гражданской войне в Афганистане
В результате вооруженного восстания 27 апреля 1978 г. к власти в Афганистане пришла Народно-демократическая партия (НДПА), провозгласившая своей целью построение социалистического общества на базе марксизма-ленинизма.
Сразу же после победы Апрельской революции в западной печати появилось множество статей о «кровавом перевороте», соверш ...
Японо-американский договор о безопасности как гарант
безопасности двух стран. История подписания и основные
положения японо-американского договора о безопасности
В сентябре 1951 года был подписан Сан-францисский мирный договор, который подтвердил новую послевоенную расстановку сил в мире и зафиксировал безоговорочный отказ Японии от претензий на ряд территорий, и в том числе на Курильские острова.
Японо-американский договор (о гарантии) безопасности 1951 г. - военное соглашение между США и Япон ...