В первой половине 1957 года началась острая политическая борьба в руководстве страной. Она обострилась особенно резко после предложения Хрущева о реорганизации промышленности. Реформа предусматривала роспуск отраслевых министерств и группирование предприятий не по производственному признаку (как это было с 1932 г.), а по географическому признаку под местным руководством. Это была попытка децентрализации промышленности, управлять которой централизованно без издержек было невозможно. Воспротивился идее Хрущева и Булганин. Он стал собирать у себя старых и новых оппозиционеров и вскоре перешел в антихрущевское наступление. Поводом послужила речь Хрущева в Ленинграде. Ободренный псевдо-успехами в сельском хозяйстве, он по своей инициативе выдвинул нереальную идею обогнать США за 3-4 года по производству мяса, молока и масла на душу населения. Удобный случай для оппозиции представился в первой половине июня, когда Хрущев был в Финляндии с визитом. После возвращения он попал на заседание Президиума ЦК, созванного без его ведома с целью его отставки. Ему предложили занять пост министра сельского хозяйства.
На сторону Хрущева встали Микоян, Суслов и Кириченко. Заседание Президиума ЦК длилось более трех дней. Несмотря на принятые меры по изоляции Хрущева, некоторые члены ЦК узнали о происходящем и срочно прибыли в Москву и направились в Кремль, чтобы потребовать отчета о происходящем и немедленного созыва Пленума ЦК.
Хрущев настаивал на своем выступлении. На встречу с членами ЦК направились делегации обеих фракций: с одной стороны Ворошилов и Булганин, с другой - Хрущев и Микоян. На встрече замыслы оппозиции оказались скомпрометированными.
Уже на первом заседании Пленума ЦК ситуация изменилась. Хрущев смог предпринять наступление. Оппозиция получила отпор. Было решено Молотова, Маленкова, Кагановича снять со всех постов и удалить из всех руководящих органов.
Значительным гарантом успеха Хрущева была поддержка Маршала Советского Союза Г.К.Жукова, возглавлявшего Вооруженные Силы.
Нужно отметить, что в отличие от предыдущих времен оппозиционеры не были репрессированы. Они получили второстепенные посты: Молотов - пост посла в Монголии, Маленков и Каганович - посты директоров отдаленных предприятий (первый - в Казахстане, второй - на Урале). Все они остались членами партии. На несколько месяцев Булганин остался Председателем Совета Министров, а Ворошилов, - ещё дольше, -Председателем Президиума Верховного Совета. Однако и тот и другой были лишены реальной власти.
Получили повышение и стали членами и кандидатами в члены Президиума ЦК те, кто показал себя энергичным сторонником Хрущева (Аристов, Беляев, Брежнев, Козлов, Игнатов и Жуков).
Хрущев завоевал неограниченную власть в партии и государстве. Для него открылись неограниченные возможности для дальнейших преобразований, однако этого не произошло. Наоборот, вскоре Жуков был снят с поста Министра обороны. Это свершилось тогда, когда он находился с визитом в Югославии и Албании. По возвращении он оказался перед фактом. Его подозревали в бонапартистских намерениях, то есть в том, что он вроде бы хотел вывести Вооруженные Силы из-под контроля партии и установить в них "культ собственной личности". В действительности Жуков только лишь сократил в армии число политорганов и их руководителей в армии. Которые не способствовали укреплению армии, а лишь повышали ее нервозность.
Вероятно, Хрущев хотел помешать военным завоевать самостоятельную политическую роль. В Жукове видели возможного кандидата на пост Председателя Совета Министров вместо Булганина. Однако в марте 1958 года на этот пост был назначен Хрущев, который сохранил и пост Первого секретаря ЦК КПСС. Так исчезло разделение власти, осуществленное после смерти Сталина. Это решение мало соответствовало решениям XX съезда.
НЭП: идеология, политика, практика (20-е годы).
Внутреннее положение в стране в результате Гражданской войны и проведения политики “военного коммунизма” было крайне тяжелым: экономический кризис (сокращение производства, падение национального дохода и т. д., снижение уровня жизни народа); политический кризис (недовольство населения, особенно крестьянства, политикой правительства — пр ...
Словакия во второй половине XIX в.
Специфика экономического развития Австрийской империи состояла в том, что Словакия являлась аграрным придатком промышленных регионов. Ее экономическую основу составляло сельское хозяйство. Отмена барщины в королевстве была провозглашена венгерским революционным правительством в ходе революции 1848-1849 гг. После ее поражения австрийские ...
Внутренняя политика эпохи «просвещенного абсолютизма» Екатерины II
Для ряда европейских стран второй половины XVIII в. характерно проведение политики так называемого «просвещенного абсолютизма», которая выражалась в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Екатерина II даже считала себя ученицей французских просветителей - Вольтера (1694 – 1778 гг.), Руссо (171 ...