Для ряда европейских стран второй половины XVIII в. характерно проведение политики так называемого «просвещенного абсолютизма», которая выражалась в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Екатерина II даже считала себя ученицей французских просветителей - Вольтера (1694 – 1778 гг.), Руссо (1712-1778 гг.), Монтескье (1689 – 1755 гг.), Дидро (1713 - 1784 гг.), Даламбера (1717 – 1783 гг.).
Политика «просвещенного абсолютизма», проводимая в России Екатериной II, выражалась в намерении провести некоторые минимальные мероприятия, способные, с одной стороны, предотвратить народное движение против крепостнической системы, а с другой – облегчить приспособление помещичьего хозяйства и дворянства к новым, буржуазным отношениям, развивающимся в стране.
Одним из наиболее ярких проявлений «просвещенного абсолютизма» явилась Комиссия по составлению нового Уложения. Созыв Комиссии был обусловлен необходимостью кодификации законов, т.к. действовавшее Соборное Уложение 1649г. устарело.
К выборам в Комиссию были привлечены не только дворяне и купцы, но и государственные крестьяне. Для Комиссии Екатерина составила наказ, содержавший в первоначальной редакции некоторые мысли просветительской философии XVIII в Привезли с собой наказы и депутаты Комиссии. Для наказов дворянства и купцов была характерна сословная ограниченность. Наказы государственных крестьян отразили тяжелое положение этой категории населения.
В дебатах депутатов Уложенной комиссии находит выражение острая борьба трех основных направлений по проблемам модернизации общественного устройства России: консерваторов, умеренных и реформаторов. Крайне правое крыло, отстаивающее сохранение в неизменном виде существующих порядков, представлял князь М. М. Щербатов. Часть депутатов, наиболее известными из которых стали Г. Коробьин, Я. И. Козельский, предлагали нормировать законом барщину и оброк, предоставить крепостным право движимой собственности.
Третья, наиболее последовательная и радикальная группа, не имея возможности выступать открыто, сформировалась за пределами Уложенной комиссии. Такие ее представители, как А. Я. Поленов, а позднее Н. И. Новиков и А. Н. Радищев, в духе теории естественного права отстаивали неразумность и несправедливость крепостного права, его экономическую неэффективность и опасность для общества в целом.
В конце 1768г., под предлогом начавшейся русско-турецкой войны Екатерина прервала заседания Комиссии, чтобы больше их не возобновлять.
В XVIII в. продолжало расширяться крепостное право как в количественном, так и в качественном отношении, то есть одновременно все большее число лиц попадало в крепостную зависимость и все более расширялись границы власти владельца над крепостными.
По указу 1765г. помещики получили право ссылать своих крестьян на каторгу. В 1767г. крестьянам было запрещено жаловаться на своих господ под угрозой жестокого наказания. Крепостные люди были признаны частной собственностью землевладельца, правовое положение крепостных приближалось к рабству.
Высшим проявлением дальнейшего обострения классовой борьбы в стране стала крестьянская война 1773-1775 гг. Она началась в восточных районах империи, где классовые противоречия были особенно острыми. В сентябре 1773 г. донской казак Е.И. Пугачев, обьявивший себя императором Петром Ш, собрал значительные силы и в октябре осадил Оренбург. К восставшим казакам и крестьянам примкнули работные люди горных заводов и местные народности: татары, мордва, чуваши и особенно башкиры.
Культура Речи Посполитой во второй половине XVII и
первой половине XVIII в.
Свою отрицательную роль сыграли и законодательные постановления, ограничивавшие доступ людей «низких» сословий в науку. Резко усилился религиозный фанатизм шляхты, проявлявшийся, в частности, в многочисленных «ведовских процессах», пытках и сожжении «ведьм». Латинский язык опять занял командные позиции, и целый поток латинизмов внедрялс ...
Благотворительность русского купечества
Благотворительность является одной из древнейших русских традиций, которая пришла на Русь вместе с христианством. Аналогичные этому явлению формы существовали также в исламе и других религиях. Частная благотворительность была реакцией сострадательных людей по отношению к тем, кто переживает трудности, несчастья, лишения.
Осуществлять п ...
НЭП: идеология, политика, практика (20-е годы).
Внутреннее положение в стране в результате Гражданской войны и проведения политики “военного коммунизма” было крайне тяжелым: экономический кризис (сокращение производства, падение национального дохода и т. д., снижение уровня жизни народа); политический кризис (недовольство населения, особенно крестьянства, политикой правительства — пр ...