Изучение древности, начатое итальянцами, стало в конце XV века распространяться за Альпами. Главный его представитель в первой трети XVI в.— голландец Эразм из Роттердама (1469— 1536), учившийся в Кёльне и Париже, потом живший в Лондоне и Оксфорде, побывавший в Италии и под конец жизни поселившийся в Базеле. Ученый с обширными разносторонними познаниями, Эразм был прежде всего филологом, т.е. знатоком древней литературы и языка. Главная цель его состояла в издании чистых, неиспорченных текстов греческих и римских писателей и в их истолковании. В числе изучавшихся им текстов видное место занимали отцы церкви, и особенно Новый Завет. По мысли Эразма, все должны были узнать "проповедь о Христе из самого источника", т.е. Евангелие должно стать общим достоянием всего грамотного мира. Но лучший путь к истине — это свободное изучение великой книги. К Библии Эразм применяет те же приемы критики, что и к древним писателям, которые дошли в испорченном виде, искаженные невеждами. Нельзя ни в чем держаться буквы, не надо упираться в догматы. Все дело в великих нравственных началах, выраженных христианством. Поэтому источники богопознания шире священных христианских книг; ими обладали также древние писатели: “где истина, там и христианство”. По привычке призывать в молитве имя святого, Эразм говорит: “святой Сократ, молись за нас”; он целует философское сочинение Цицерона, как книгу, полную истинного благочестия.
Эразм возмущен испорченностью, невежеством клира, который только портит народ. В своей сатире "Похвала глупости" он осмеивает слабости и пороки своего времени. Веселая и распущенная Глупость, царица испорченного и суетного века, хвастает своим могуществом и перебирает своих поклонников во всех возрастах и общественных положениях. Больше всего она хвалит грамматиков, подчиненных букве и вечно враждующих между собой, но особенно она в восторге от чревоугодия монахов и богословов, путающихся в смешных изысканиях, прячем оговаривается, что ей страшно трогать это "чумное болото", из которого высыпаются тысячи яростных обвинений. Эразм приобрел необыкновенную популярность во всей Европе. Он поддерживал огромную переписку, его звали к своим дворам государи; к нему, как на богомолье, отправлялись многочисленные поклонники; по его указаниям работали молодые ученые, “эразмовцы”. Угодливый перед властями, он ненавидел “сумятицу”, не хотел ломки, крутого переворота, восстания. Напротив, он думал найти в папе, в образованных прелатах и государях покровителей “добрых знаний”; они и должны были, по его мнению, открыть золотой век мирного процветания науки и отстранить испорченных невежд от дела просвещения народа.
По взглядам ближе всего к Эразму стоял его друг, англичанин Томас Мор, принадлежавший к кружку оксфордских просветителей, сложившемуся во время пребывания Эразма в Англии, впоследствии канцлер короля Генриха VIII. Свои мысли и мечтания о близком счастливом веке, который водворится вследствие мирного переворота в умах. Мор выразил в фантастическом описании общества Утопии (“Нигде”). На большом, уединенном от остального мира острове Запада живет свободный народ; он не ведет войн, у него нет ни роскоши, ни бедности, все люди обладают равным достатком, так как между ними проведена общность имущества; благодаря этому каждому дана возможность “подняться духом, развиться в науках и искусствах”. Никто не работает больше шести часов в сутки, отдавая досуг просвещению своего ума. Женщинам открыто образование одинаковое с мужчинами; им доступны также общественные должности и занятия. В делах веры нет стеснения: религия — дело личного ведения; ее сущность в нравственном совершенстве, а добродетель — ничто иное, как жизнь, согласная с природой, т.е. разумом.
Войны Речи Посполитой второй половины XVII- первой
четверти XVIII веков. Войны Речи Посполитой с Турцией
Турецкая феодальная агрессия против стран Восточной и Центральной Европы, усилившаяся во второй половине XVII в., привела к тяжелым последствиям для Речи Посполитой.
В конце 1666 и начале 1667 г. крымские татары, действуя по приказу Порты, вторглись на Украину. Это было началом тяжелой войны, затянувшейся более чем на 30 лет. В первые ...
Социально-экономическое и политическое развитие страны в пореформенный
период (60—80 -е гг. XIX в)
В пореформенный период в России был начат масштабный переход к индустриальному обществу в целом того же типа, который сложился в странах Западной Европы.
Основная черта пореформенной эволюции сельского хозяйства у России проявлялась в том, что оно принимало все более торговый, предпринимательский характер. Содержанием и показателем это ...
Внутренняя торговля
Безусловно, торговые связи в Новгородской республике существовали издавна, но их изучению мешает крайняя скудность летописных источников. Понятно, что внутренние связи возникли раньше внешних. Крайне мало сообщений содержат Новгородские летописи, летописцев мало интересовала деревня, а города упоминаются только в связи с какими-то важны ...