Рис 1. Результаты раскопок Келермесского кургана Д.Г Шульца
Декор рукояти топора интересен обилием фигур зооморфных персонажей, одни из которых способны охотиться, другие в природе выступают только как объекты охоты, третьи, в частности, взнузданный конь, могут быть и средством охоты и объектом охоты в случае, если потерян хозяин, на что указывает расположение фигуры коня среди фигур диких животных и характерное для остальных копытных подогнутое положение ног, наиболее соответствующее состоянию отдыха. Фигура оленя с подогнутыми ногами изображена на верхнем слегка выпуклом торце рукояти, который опоясан ободком орнамента в виде переплетённой ленты с точкой в центре каждой петли, этот же орнамент в плоскости лезвия топора, разделяет поверхность рукояти на два вертикальных фриза.
Ранее обращалось внимание на возможное значение указанного орнамента в контексте сцен охоты, изображённых на печатях митаннийского стиля, в случае топором-секирой из Келермесского кургана 1 раскопок Д.Г. Шульца речь, по-видимому, нужно вести о цитате всего сюжета или, по меньшей мере, о полном их контекстном совпадении с незначительными вариациями и дополнениями в иконографии, объяснимыми культурной спецификой самого предмета. Отмечаемая многими исследователями сюжетно-стилистическая близость декора келермесского топора-секиры с декором предметов из Зивие указывает направление поиска непосредственных прототипов сюжета, представленного на этом предмете4. Учитывая церемониальный характер топора-секиры и сюжет, на нём изображённый, сам предмет, вероятно, обладал свойством атрибута в церемонии ритуальной охоты, что не противоречит его функции парадного оружия.
Сюжет охоты человека на диких копытных у водопоя представлен на псалии из Амударьинского клада. В круглое пространство поверхности предмета вписана композиция, изображающая загонную охоту трёх всадников на двух оленей и двух диких козлов, в которой всадник, находившийся в укрытии неожиданным появлением вспугивает зайца, который изображён бегущим под копыта диких козлов. Композицию по краю предмета окаймляет орнамент в виде переплетённой ленты с точкой в центре каждой петли. Все персонажи композиции представлены и на келермесском топоре-секире, исключение составляет лишь то обстоятельство, что на псалии из Амударьинского клада изображена верховая загонная охота.
[12]Германия сегодня, двадцать
лет спустя
Но радость объединения быстро сменилась отрезвлением. Уравнивание жизненных условий повлекло за собой «насильственное приобщение к господствующей идеологии» согласно Статье 23 Конституции и, следовательно, глобальные изменения в общественной системе ФРГ. Этот «прыжок в холодную воду с тонущего корабля» («Нойес Дойчланд») неизбежно вызва ...
Проблема реконверсии. Законы о труде
Первая проблема, которую пришлось решать сразу же после войны, - это реконверсия. Учитывая опыт 20-х годов, к ней готовились заранее. Еще в 1944 г. Конгресс принял Акт об устройстве военнослужащих, прозванный биллом о правах Джи Ай (по начальным буквам английских слов "государственное дело" - прозвище американских солдат). Акт ...
Значение ценностей для культуры и общества
Для первобытного общества был характерен внешний контроль за поведением человека, поэтому как ему самому, так и его родственникам, соседям было важно точно знать, что хорошо и что плохо, как можно поступить и как нельзя.
Нечеткие, допускающие двоякое толкование нормы поведения только дезориентировали бы людей.
Такие гибкие, приспособл ...