Не замеченный царским правительством вначале, мюридизм скоро окреп и вырос в грозную силу. «Положение русского владычества на Кавказе внезапно изменилось, — пишет цитированный выше Р. Фадеев, — влияние этого события простерлось далеко, гораздо дальше, чем кажется с первого разу»[23]. Мюридизм сделался для горцев мощным оружием. Лозунги газавата, священной войны с угнетателями, дали выход ненависти, накопившейся против завоевателей и местных феодальных владетелей и содействовали объединению разноплеменного населения Северо-восточного Кавказа. В религиозной оболочке сказывались стихийность, неоформленность крестьянского движения, отсутствие ясного понимания своих задач. Религиозная форма движения, возглавлявшегося мусульманским духовенством, затемняла классовый смысл мюридизма и способствовала позднее его распаду. Одним из главных вдохновителей и сторонников этого движения за освобождение простых горцев и был имам Гази-Магомед. Ему суждено было погибнуть смертью достойной настоящего дагестанца – не изменив своим идеалам, своему народу и товарищам. Опасаясь паломничества на могилу имама, его похоронили подальше от Гимров — в Тарках. Гази-Магомед хотел лишь одного — постичь прекрасную сущность Создателя. Мечтал преобразить свою несчастную родину, откинув завесу людских заблуждений и несовершенств. Он искал путь чистый и верный. Но стоило ему поделиться своей мечтой с другими, как вспыхнули на его пути ненависть, вражда и война. Гази-Магомед прожил недолгую жизнь, но в памяти потомков он остался великим имамом, заложившим краеугольный камень единения горских народов.
[1] Кровяков Н. Шамиль. – М., 1990. С. 10.
[2] Там же, С. 11.
[3] Казиев Ш.М. Имам Шамиль. – М., 2001. С. 26.
[4] Павленко П.А. Шамиль. – Махачкала, 1990. С. 20.
[5] Там же, С. 21.
[6] Чичагова М.Н. Шамиль на Кавказе и в России. – М., 1991. С.20.
[7] Мухаммед-Тахир. Три имама. – Махачкала, 1990. С. 10.
[8] Казиев Ш.М. Имам Шамиль. – М., 2001. С. 34.
[9] Там же, С. 36.
[10] Там же. С. 36.
[11] Казиев Ш.М. Имам Шамиль. – М., 2001. С. 37.
[12] Павленко П.А. Шамиль. – Махачкала, 1990. С. 14.
[13] Там же, С. 15.
[14] Казиев Ш.М. Имам Шамиль. – М., 2001. С. 47.
[15] Там же, С, 47.
[16] Там же, С.49.
[17] Там же, С. 49.
[18] Там же, С. 51.
[19] Там же, С. 53.
[20] Кровяков Н. Шамиль. – М., 1990. С. 21.
[21] Мухаммед-Тахир. Три имама. – Махачкала, 1990. С. 20.
[22] Казиев Ш.М. Имам Шамиль. – М., 2001. С. 56.
[23] Кровяков Н. Шамиль. – М., 1990. С. 18.
Словакия в конце XVIII–первой половине XIX в.
В конце XVIII–начале XIX в. развитие словацкого народа проходило уже в достаточно определенных культурных и этнических границах в рамках Венгерского королевства, входившего в состав монархии Габсбургов. Словацкая экономика находилась в зависимости от общевенгерского уровня, а общественная жизнь от общеполитического движения венгров. Наи ...
Джордж Бернард Шоу
Джордж Бернард (Shaw, George Bernard) (1856-1950), ирландский драматург, философ и прозаик, выдающийся критик своего времени и самый прославленный - после Шекспира - драматург, писавший на английском языке. Родился 26 июля 1856 в Дублине. Его отец, потерпев крах в бизнесе, пристрастился к алкоголю; мать, разочаровавшись в супружестве, у ...
Окончательное присоединение Вятки к Московскому государству
"1489 год. Князь великий Иван Васильевич всея Руси послал рать свою на Вятку за их …., князя Данила Васильевича Щеня да Григория Морозова (Софийская летопись II) и иных воевод со многою силою. Они же шедте городы Вятские …. , а вятчан всех к целованию приведома, а арян к роте приведоим" (Новгородская летопись IV, Софийская лет ...