Конституция определила: «Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой» (ст. 2). Идеологическое значение такого провозглашения, определяющего социальный характер учрежденного государственного строя, очевидно; тем более что в тексте найдется немного норм, расшифровывающих эти эпитеты. Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента). Интересен тот факт, что в Конституцию 1958 г. не была включена норма Основного закона 1946 г. (ст. 44): «Члены семейств, царствовавших во Франции, не могут быть избраны на должность Президента республики»; это положение перешло в Конституцию 1946 г. из конституционного закона Третьей республики от 25 февраля 1875 г. после пересмотра последнего 14 августа 1884 г. Впрочем, республиканская форма правления не может быть поколеблена, поскольку ст. 89 действующего Основного закона гласит, что она «не может быть предметом пересмотра». Неделимый характер французского государства определен ст. 53 Конституции, в которой указано: «Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются действительными без согласия заинтересованного населения». Данная норма различно интерпретируется французскими учеными, но большинство из них сходится на том, что речь может идти даже о выходе из состава страны какого-либо департамента или территории. Косвенное указание на такую возможность дает и место этой статьи в Конституции, которая помещена в разделе VI «О международных договорах и соглашениях». В случае отделения какой-либо французской территории она могла бы обрести статус государства только после подписания соответствующего договора о выходе из Франции. Впрочем, порядок реализации этой нормы по инициативе «снизу» не определен ни в Конституции, ни в каком-либо ином законодательном акте. В настоящее время неделимая Франция включает 96 департаментов в метрополии, 4 заморских департамента (Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон), две территории с особым статусом (Майотта, Сен-Пьер и Микелон) и четыре заморских территории. (Новая Каледония, Полинезия, Уоллис и Футуна, Южные и антарктические территории).
Термин «светская республика» означает, что государство признает все вероисповедания и провозглашает свободу совести. Впервые этот принцип был закреплен во Франции законом от 9 декабря 1905 г. В то же время нельзя утверждать, что государство сохраняет нейтралитет по отношению к религии. Например, в исторических провинциях — Эльзасе и Лотарингии церковь имеет конкордатный режим; здесь применяются положения уголовного кодекса к священнослужителям, совершающим обряд бракосочетания до гражданской регистрации брака. Кроме того, в соответствии с законом М. Дебре от 31 декабря 1989 г. (назван по имени его инициатора) религиозное обучение в школе предлагается всем детям в государственных школах, если родители не требуют иного и государство принимает меры для предоставления такого образования. Государство оказывает финансовую помощь частным школам, в подавляющем большинстве являющимся конфессиональными, поддерживаемыми католической церковью.
Наконец, демократический характер республики говорит о существовании в стране одноименного политического режима. Конституция указывает в качестве составных частей такого режима всеобщее голосование, прямое или косвенное, но всегда равное и тайное (ст. 3), возможность существования политических партий и группировок (ст.4).
Собственно Конституция 1958 г. — это всего лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующего конституционного законодательства. В соответствии с ее преамбулой его составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., главным образом провозглашающие права и свободы граждан. В конституционное законодательство включаются не только два упомянутых акта, но и «основные принципы, признанные законами Республики», к которым отсылает преамбула Основного закона 1946 г. Например, закон от 1 июля 1901 г. о свободе ассоциаций не становится конституционным на основании указанной выше формулы, но принцип свободы ассоциаций таковым является. На существование такого принципа указал, в частности, Конституционный совет в решении от 16 июля 1971 г. Названные принципы содержатся, как следует из формулировки преамбулы Конституции 1946, т., в законах первых трех республик: Первой, существовавшей с 22 сентября 1792 г. по 18 мая 1804 г. (28 флореаля XII г. - В период Великой французской революции декретом от 5 октября 1793 г. был введен новый революционный (республиканский) календарь, отменивший христианское летосчисление. Первым днем новой эры стал день провозглашения республики ( 22 сентября 1792 г.) Год делился на 12 месяцев (по 30 суток): вандемьер, брюмер, фример, нивоз, плювиоз, вантоз, жерминаль, флореаль, прериаль, мессидор, термидор, фрюктидор. Флореаль ( от лат. — изобилующий цветами) длился с 20/21 апреля по 19/20 мая по григорианскому календарю. Революционный календарь действовал во Франции до 1 января 1806 г); Второй — с 28 февраля 1848 г. по 7 ноября 1852 г.; Третьей — с 4 сентября 1870 г. по 16 июня 1940 г. После оккупации Франции и учреждения вишийского режима республиканская форма правления была поддержана правительством в изгнании, а ордонанс от 9 августа 1944 г. восстановил «республиканскую законность» на территории метрополии. Кроме того, принципы, имеющие конституционное значение, могут содержаться в законах, принимаемых в Пятой республике. Признание таких принципов зависит не только от законодателя, но и от Конституционного совета, являющегося истолкователем и интерпретатором норм Основного закона в случаях, когда он рассматривает вопросы о соответствии Основному закону (см. ниже).
Завершение Первой мировой войны
Весной 1918 года германское командование попыталось разбить англо-французские войска до прибытия в Европу крупных вооруженных сил США. Оно заверяло солдат, что эта битва будет решающей. С конца марта Германия начала наступление. Ценой больших потерь её войскам удалось продвинуться к Парижу, з ...
СССР в первые послевоенные годы 1945-53 гг.
С окончанием Великой Отечественной войны советский народ получил возможность приступить к мирному созидательному труду. Предстояло возродить сотни разрушенных городов и поселков, восстановить железные дороги и промышленные предприятия, поднять материальный уровень жизни людей. Основные приоритеты и направления развития страны определял ...
Основные направления использования бюджетных средств в царской России.
Государственные расходы обыкновенного бюджета группировались по министерствам и главным управлениям, имеющимся тогда в России. В самостоятельные статьи расходов были вынесены платежи по государственным долгам, затраты на содержание императорского дома, высших государственных учреждений, Синода. Платежи по внутреннему и внешнему госу ...