Торжественное открытие Матицы, созданной на средства, собранные путем добровольных пожертвований и взносов (весьма значительным был дар императора), состоялось 4 августа 1863 г. Она была открыта в памятные дни празднования тысячелетия миссии Константина и Мефодия в Великой Моравии. Все усилия Матицы были направлены на пробуждение национального самосознания словаков. Матица была первой и единственной общенациональной организацией словаков, функционировавшей легально. Она всемерно поддерживала развитие словацкой культуры, литературы, искусства, науки.
Еще в период подготовки меморандума часть словацких общественных деятелей выступила против претензий венгров на господство в государстве. Во главе течения, получившего название Старая школа или меморандисты, были Й. Гурбан, Ш. Дакснер, Я. Францисци, епископ Штефан Мойзес. Они опирались на мелкобуржуазную интеллигенцию, сельскую буржуазию и политически активное крестьянство. Сторонники Старой школы группировались вокруг газеты "Пештьбудинские ведомости". Они рассчитывали при достижении своих требований в области культуры и самоуправления на поддержку венского двора. При этом главную опору славянства они видели в России. Участие трех представителей этого течения в поездке в Россию в 1867 г. на Всероссийскую этнографическую выставку привело к росту русофильских настроений в Словакии, к усилению ориентации на Россию как спасительницу словацкого народа.
Второе течение – Новая школа – возглавили Ян Паларик и его сподвижники. Оно поддерживалось некоторыми богатыми торговцами, финансистами и частью мелкого словацкого дворянства, интеллигенции. Эта группировка ориентировалась на венгерское оппозиционное движение, венгерскую либеральную интеллигенцию и выступала против попыток меморандистов установить тесные контакты с венским правительством, так же как и против их ожидания помощи со стороны России. Новая школа в области социальных преобразований не выходила за рамки буржуазных либеральных представлений. Она активно выступала против выделения Словацкого Околья как нереального проекта, добивалась обеспечения национальных и языковых прав словаков в рамках сложившегося административно-территориального деления. Процесс демократизации политической и общественной жизни в стране, по их мнению, мог служить гарантом развития самобытной культуры национальных меньшинств, просвещения народов на родных языках. В начале 1868 г. у Новой школы появился собственный печатный орган – журнал "Словенске новины" (Словацкая газета), выходивший в Будапеште.
В период обсуждения венгеро-хорватского Соглашения (1868), после того как обоим течениям стало ясно, что их требования не будут выполнены, лидеры Старой и Новой школы начали переговоры, чтобы выработать тактику совместных действий в изменившихся условиях.
В 1868 г. в Транслейтании вступил в силу новый закон о национальностях. В то же время в основу государственной идеологии была положена идея "единой венгерской политической нации". Заметно усиливается мадьяризаторская политика по отношению к национальным меньшинствам. Право свободного выбора языка обучения фактически сохраняется только для народных школ, лишь в учреждениях местного уровня разрешалось пользоваться словацким языком Представители Новой школы пришли к выводу, что в таких условиях их стремление к сотрудничеству с венгерскими либералами не имеет никаких перспектив.
Колхозный
рынок
В 1932–1934 гг. сталинское руководство начинает активно стимулировать развитие колхозного рынка, хотя и до этого времени формально он не был запрещен. Постановлениями СНК СССР, ЦИК СССР, ЦК ВКП. колхозникам и единоличникам предоставлялась возможность беспрепятственной продажи излишков сельскохозяйственной продукции, оставшейся после вып ...
Второй этап реформ
В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1 ...
Феодально-зависимое население
Крестьяне Новгородской земли, отбывавшие различные повинности в пользу «Господина Великого Новгорода», назывались смердами. Они объединялись в сельские общины, называемые погостами. Смерды были лично свободны и имели право переходить от одних землевладельцев к другим. В своих погостах они пользовались самоуправлением, собирались на сход ...