Декларация о принципах была высоко оценена секретарем Исполкома ООП Махмудом Аббасом. Он особо подчеркивал, что подписание Декларации о принципах «стало возможным не только в результате переговоров, которые проходили в Вашингтоне или Осло. Это соглашение надо рассматривать как итог длительной и кропотливой работы Палестинского движения сопротивления в военной, политической и информационно-пропагандисткой областях».[98] Однако, значительная часть палестинской общественности раскритиковали Арафата за подписание Декларации о принципах, пересмотр Палестинской национальной хартии, приостановку интифады. А. Рубби пишет, что «подобная «капитуляция», как говорили его критики, не могла быть оправдана малосущественными уступками. Среди его критиков, как и следовало ожидать, оказались интегралисты из ХАМАСа и проирански настроенные деятели из «Исламского джихада», оппозиционеры из ООП Хаббаш и Хаватмех, которые сразу же стали пророчить еще худшие беды. Менее предсказуемым и весьма болезненным стало проявление критических настроений среди таких видных и связанных с Арафатом людей, как Фарук Каддуми и поэт Махмуд Дарвиш, и некоторых крупнейших деятелей Мадридской конференции и вашингтонских переговоров, таких как Ханан Ашрави и Абдель Шафи. Вина за все возлагалась на авторитарное и персональное руководство Арафата и на отношения взаимного попустительства в руководящих органах ООП».[99]
Израильское руководство также придавало подписанию Декларации принципов огромное значение. В частности, Шимон Перес отмечал: «Мирное соглашение между нами и палестинцами – это не просто документ, подписанный политическими лидерами. Это – наше обязательство перед будущими поколениями, перед арабами и израильтянами, перед христианами, мусульманами и евреями… Мы договорились по одному из сложнейших вопросов за последние сто лет. Мы полны решимости превратить наше соглашение с палестинцами в постоянно и успешно действующий процесс».[100] В поддержку Рабина и Переса выступили президент израильского государства Эзер Вейцман, большинство общественного мнения, уставшего от жизни в обстановке войны и нескончаемых конфликтов, а также большинство, хотя и незначительное, кнессета.[101]
Однако стоит отметить, что стороны не обольщались фактом подписания Декларации принципов, хотя она была подписана также госсекретарем США У. Кристофером и министром иностранных дел Российской Федерации А. Козыревым, так как до окончательного урегулирования палестино-израильского конфликта было еще очень далеко.
Генеральная Ассамблея ООН осенью 1993 года поддержала Декларацию принципов. Была принята резолюция «Ближневосточный мирный процесс», в которой приветствовалось развитие событий. 1 октября 1993 года в Вашингтоне была проведена международная конференция на уровне министров иностранных дел и финансов, на которой были в принципиальном плане согласованы подходы в вопросе об оказании международной донорской помощи формирующимся структурам палестинской национальной автономии. Было решено создать Временный координационный комитет в составе РФ и США как коспонсоров, а также ЕС, Японии, Норвегии, Израиля, Иордании, Египта, Саудовской Аравии и палестинцев.[102]Все это свидетельствует о том, что мировое сообщество положительно расценило факт подписания Декларации принципов.
Е. Д. Пырлин считает, что данный документ « можно расценить как прорыв в палестино-израильских отношениях, как в целом удавшуюся попытку создать новую атмосферу в этих отношениях - атмосферу взаимного доверия и обоюдных надежд».[103] Т. Носенко пишет, что «решающую роль в успехе контактов в Осло сыграл И. Рабин. Его несомненная заслуга состоит в том, что он нашел в себе силы поступиться определявшими все его прежнее мировоззрение принципами, перешагнуть через перенасыщенное кровью и насилие прошлое между двумя народами и ради стабильности и безопасности своей страны и всего региона протянуть руку заклятому в недавнем прошлом врагу – Я. Арафату».[104]
Декларация принципов призвана была стать первым шагом на пути к мирному решению палестинской проблемы – ключевого элемента ближневосточного урегулирования. В Декларации принципов израильтяне и палестинцы пошли на значительные уступки друг другу. Она создала первые органы практического взаимодействия арабов-палестинцев и израильтян. Достигнутое в Осло соглашение сделало возможным мирный процесс и создало основу для дальнейшего развития палестино-израильских отношений. Предусмотренное этим соглашением самоуправление и план вывода израильских войск с оккупированных территорий обеспечивали предпосылки для обретения палестинцами в будущем государственности. С точки зрения Арафата, самоуправление было жизненно необходимо для будущего Палестины как национального государства.[105]
Советское государство и мир (1921—1941 гг.)
С начала 20-х гг. взаимоотношения Советской России с внешним миром определялись рядом обстоятельств:
Произошел спад революционной волны в Европе.
2) Окончилась неудачей попытка революционизировать Европу навязыванием Красной Армии в период советско-польской войны. Исходя из этого советское руководство вырабатывает новую модель поведен ...
Религиозные воззрения российского меценатства и благотворительности
В XIX - XX вв. купцы продолжали строить церкви, а в конце XIX века главное соперничество между именитыми родами развернулось под девизом «кто больше для народа сделает». Не обошлось здесь, естественно, и без тщеславия. Старший брат Владимира Рябушинского Павел, наставляя младших, говорил: «Богатство обязывает». По этой формуле жили пред ...
Объективные и субъективные предпосылки возникновения культа
личности.
Об опасности возникновения этого явления в революционном движении мыслители России и Европы предупреждали уже в 70-е годы ХIХ века
Симптомы этого явления в российском социал-демократическом движении появились еще до 1917 года. После прихода большевиков к власти в поведении Л. Троцкого, Г. Зиновьева, И. Сталина стали наблюд ...