Отец мог развести дочь с мужем, лишь при Антонине Пие было запрещено "разлучать живущих в согласном браке". Позднее и односторонний свободный развод, инициированный супругой, стал восприниматься как норма. Плутарх приписывает Ромулу регламентацию развода: жене не дозволялось уйти от мужа, а мужу позволялось прогнать жену, виновную в отравлении детей, подделке ключей или прелюбодеянии.
С ростом коррупции в среде чиновников увеличилось количество разводов и распространилась легкомысленность при вступлении в брак. Так, император Тиберий снял с поста квестора, так как он женился на женщине за день до распределения мест (чтобы получить должность, для которой необходимо быть женатым), а на следующий день развёлся. Браки, длившиеся долгое время, были редки, что становилось поводом для сатиры у римских философов и поэтов. Сенека пишет, например, что "ни одна женщина не постыдится развестись, потому что женщины из благородных и знатных семейств считают годы не по числу консулов, а по числу мужей. Они разводятся, чтобы выйти замуж, и выходят замуж, чтобы развестись", а Ювенал, что некоторые женщины разводятся, когда ветви, украшавшие двери дома молодых супругов, ещё не завяли.
Некоторые тонкости разводов в Древнем Риме:
Умалишённая не могла дать развод своему мужу ни сама, ни через попечителя, но её отец мог направить к её мужу "посланца". Получить же развод она могла, так как "считалась находящейся на положении той, с которой разводятся без её ведома".
Вольноотпущенница, вышедшая замуж за хозяина, также не имела права на развод, если муж хотел, чтобы она оставалась его женой.
За разводом должно было стоять серьёзное намерение разойтись, поэтому "если жена, сгоряча пославшая разводную, вскоре вернулась, то считается, что развода и не было".
Чтобы развод был признан действительным, нужно присутствие семи взрослых римских граждан, среди которых не должно быть отпущенников инициатора развода (включая вольноотпущенников его отца, деда и т.д.).
Новый брак.
Вступление в новый брак проходило без особых церемоний. Вдовы и разведённые женщины должны были снова выйти замуж в течение 6 месяцев (по закону Августа), позднее - до 12 месяцев по закону Папия Поппея[11]. Если при вступлении во второй брак не была расторгнута первая помолвка, то претор мог наложить на этого гражданина - лат. infamia, то есть гражданин терял свою честь.
В Риме классического периода женщина, состоявшая лишь один раз в браке, называлась лат. univira и была особо почитаема как своего рода идеал брака.
Хотя развод и новый брак были довольно частыми явлениями, разведённые женщины не всегда приветствовались в обществе. По мнению учёных, вдовы, напротив, не испытывали такого рода общественного отчуждения при вступлении в новый брак. По традиции, идущей, по мнению Овидия, ещё от Ромула, вдова была обязана соблюдать траур в течение 10 месяцев, что писатель объясняет 10 месяцами беременности. Мужчины не были обязаны хранить траур по умершей жене.
Уклонение от брака и законы Августа
.
Упадок семейных добродетелей и разорительная роскошь римских дам снижали в мужчинах склонность к семейной жизни. Число холостых и бездетных среди знати и даже в среднем сословии быстро увеличивалось, а вместе с ним снижалось число детей. К концу римской республики положение настолько ухудшилось, что Август и последующие императоры пытались изменить ситуацию путём принятия законов, ограничивавших гражданские права холостых граждан (санкции в случае безбрачия могли повредить cursus honorum и политической карьере) и предоставлявших некоторые привилегии женатым гражданам, преимущественно многодетным.
Поначалу сенат не соглашался принять закон, поэтому Август зачитал речь цензора Квинта Метелла Македонского, который около века до того также пытался повысить рождаемость и говорил о женщинах как о "неизбежном зле", без которого не может существовать государство. В сенате разразились споры о женской распущенности как одной из причин нежелания вступать брак и моральном поведении самих сенаторов. Всё же закон, направленный на укрепление брака и семьи в сословиях всадников и сенаторов, был принят. Тем самым, впервые в римской истории император лишил главу семьи традиционной власти и поставил брак под защиту государства.
Развязывание войн: Первая мировая
Хотя главными предпосылками войны были экономические противоречия союзов великих держав, политические расхождения и
споры между ними, конкретным поводом к ней явилась драма,
порождённая национально-освободительным движением славян против австрийского владычества. Возникший конфликт можно было бы
урегулировать мирным путём, но Австро ...
Цивилизационный подход в изучении истории.
Смысл истории: История это движение времени и познания этого процесса. Историческая наука – точная наука, в ней нет ничего абстрактного. С другой стороны задачи исторических наук является понимание адекватности наших представлений исторического прошлого. Основной типологической единицей является цивилизация. Цивилизация имеет следующие ...
Введение
В течение недели с момента объявления 28 июля 1914 г. Австро-Венгрией войны Сербии в неё втянулись почти все великие державы Европы. Сразу же после начала войны поспешили заявить о своём нейтралитете Болгария, Греция, Испания, Португалия, Голландия, Дания, Швеция, Норвегия, США, ряд государс ...