Социал-демократы представили широкую программу реорганизации Австрии и Судет, в первую очередь, в духе "национальной автономии". Программа предполагала совмещение демократических преобразований (всеобщее, равное и прямое избирательное право) с реорганизацией административного деления страны в духе территориальной автономии для отдельных национальностей. Особо был оговорен принцип "защиты национальных меньшинств в областях со смешанным населением". Судетские социал-демократы подчеркивали, что выступают с позиции полного равноправия наций Австрии, признавая за ними те же права, что они требовали для немцев. При этом судето-немецкие социалисты протестовали против требований чешских националистов причислить Судетские земли к чехословацкому национальному государству. По мнению Зелигера, попытка осуществить эту идею на практике " .вызовет сильнейшее восстание всех немцев в Судетских землях .". Зелигер и судето-немецкие социал-демократы подчеркивали, что следуют положениям Брюннской национальной программы 1899 г., хотя реально в большей степени здесь были задействованы идеи Бауэра-Реннера о совмещении принципов территориальной автономии и персонального принципа. Речь на конференции шла преимущественно об административно-территориальных и политических (демократических) преобразованиях. Проблемы культурно-национальной автономни на первый план не выдвигались. Брюннская 1917 г. программа разрешения национального вопроса явилась идейной основой в определении политической линии партии в период борьбы за самоопределение судето-немецких районов (октябрь 1918 - август 1919 г.). Брюннская конференция 1917 г. была первым совместным форумом всех региональных социал-демократических организаций Судетских земель, который заложил основы их взаимодействия в борьбе за самоопределение Судет и за разрешение национального вопроса в рамках чехословацкого государства.
Помимо "Программы демократической автономии", разработанной судето-немецкими социалистами, были сделаны попытки выработать совместную программу от лица социал-демократических организаций Австрии различных национальностей. Так, левые представители немецко-австрийской, чешской и польской социал-демократии выдвинули свою программу, так называемую "Национальную программу левых", ратуя за преобразование Австро-Венгрии в федерацию из семи национальных областей: немецкой, чешской, польской, украинской, югославянской, итальянской и румынской. Программу поддерживал и Бауэр. Однако в условиях приближающегося крушения Австро-Венгрии национальные организации социал-демократии, в том числе и судето-немецкие социал-демократы, были вынуждены переориентироваться в сторону отстаивания интересов своей собственной нации.
Таким образом, в период II Интернационала немецкая национальная проблема исследовалась теоретиками международной социал-демократии в тесной связи с разработкой национальной проблематики в Австро-Венгрии, на Балканах, в России. Ведущими разработчиками теории национально вопроса выступали австрийские социал-демократы, О.Бауэр и К, Реннер. Главными принципами, на которых последним виделось возможным решение национальных вопросов было сохранение крупных многонациональных образований, монархии Габсбургов, в первую очередь, провозглашение неравномерности исторического развития передовых, немецкой, в первую очередь, и "неисторических" наций.
Немецкий национальный вопрос в богемских землях, проблема немецко-чешских взаимоотношений стояли в центре внимания теоретиков австромарксизма, выступая преимущественно, в качестве одного из основных примеров, на которых строились их рассуждения. Бауэр и Реннер отрицали возможность выделения чешских земель из состава Австрии, считали богемские территории неотъемлемой частью Немецкой Австрии. Они не при-емлили принцип самоопределения наций Австро-Венгрии. На сегодняшний день по прежнему существуют две основные крайние точки зрения по вопросу о перспективах развития многонациональных государств (государств национальностей): неизбежный распад на национальные государства или возможность сохранения и модернизации многонациональных государств. Бауэр и Реннер до 1918 г. выступали с безусловной поддержкой второй точки зрения, исходя, в частности, из традиционного марксистского постулата о централизаторских тенденциях капиталистического хозяйства, о возможности социалистических преобразований лишь в рамках больших экономических областей. В отношение Австро-Венгрии эти расчеты оказались ошибочными. В тоже время, как показывает история, далеко не все многонациональные государства нежизнеспособны. И в этом отношение крайне важным представляется концепция культурно-национальной автономии Бауэра-Реннера, которая показывает пути совместного существования нескольких наций в рамках одной государственной области. Однако применительно к немцам и чехам эта формула не сработала. После Первой мировой войны ведущие теоретики австромарксизма были вынуждены переориентировать свои национальные схемы, приспособив их к новым реалиями, созданным Версальской системой.
Сталинизм как теоретическая основа сталинщины.
С середины 80-х годов в отечественной литературе появилась тенденция расчленить понятия: Сталин, сталинщина, сталинизм.
Под сталинизмом подразумевают те идеи, принципы, которыми руководствовались Сталин и его окружение в совей повседневной практике породившей сталинщину.
Суть сталинщины в том, что Сталин прежде всего воспринимал иде ...
Вече
Формально высшим органом государственной власти было вече – собрание всех полноправных граждан республики. В Новгороде оно проходило либо на Ярославском дворе (западный берег реки Волхов), либо около Софийского собора (восточный берег), а в Пскове на площади Троицкого собора. И князь, и посадник, и любая группа граждан могли созвать веч ...
Губернские комитеты
Первым выступило рязанское дворянство, оно выразило желание устроить из своей среды комитет для выработки проекта нового устройства крепостных крестьян. Волей-неволей одна за другой следовали этому примеру и прочие губернии, причем наша Московская была в числе последних.
К половине июля 1858 г. во всех губерниях открыты были губернские ...