Российское купечество, в руках которого находилась значительная часть капитала в стране, с давних времен занималось благотворительностью и попечительством. Выходцы из народа, они сохраняли с ним духовную связь. Погоня за прибылью, связанная с душевными компромиссами, и сознание вины и ответственности перед народом, глубокая религиозность, жившая всегда в купеческой среде, и дух традиционализма составляли сущность русского, в частности московского, купечества.
Московское купечество еще в XVI в. содержало 12 богаделен, странноприимный дом для монахинь и одну больницу. Кроме благотворительных заведений Купеческого общества многие московские купцы строили и содержали на свои средства больницы, богадельни, приюты. Так, например, были построены Солдатенковская (Боткинская), Бахрушинская (Остроумовская) и детская Морозовская больницы. Скольким людям они принесли здоровье и спасли жизнь! Многие из них со временем были превращены в административные конторы. Например, в бывшей богадельне на Шаболовке сегодня размещается министерство Бахрушинская больница на Сокольничьем поле.
Недалеко от Данилова монастыря, старой Павловской больницы находился целый уголок милосердия, на месте которого сегодня располагается Институт хирургии АМН СССР им. А.В.Вишневского.
Братья Михаил, Алексей и Василий Герасимовичи Солодовниковы, крупные в Москве торговцы мануфактурным товаром, построили в 1865 г. богадельню на 150 мест. В течение первых лет она находилась на полном обеспечении основателей. Через десять лет, по высочайше утверждённому уставу, богадельня перешла в ведение Купеческой управы. Попечителем Солодовниковской богадельни много лет состоял отец К.С.Станиславского — Сергей Владимирович Алексеев. Сегодня в ней находится стоматологическая поликлиника (ул. Щипок, 6—7).На средства, собранные по добровольной подписке среди московского купечества, в 1891 г. рядом с Солодовниковской богадельней была построена больница Купеческого общества, получившая название в честь императора — Александровская. В ней лечили бесплатно больных без различия званий, состояния и пола не моложе 16 лет, христианского вероисповедания, а также страдавших хроническими заболеваниями. Фактически это был приют для хронических и неизлечимых больных, который должен был разгрузить другие купеческие богадельни от «тяжёлых» обитателей, которые по старости или неизлечимости болезни требовали постоянного ухода и частой врачебной помощи. Сегодня таких больных часто помещают в закрытые интернаты или дома престарелых.
Проектирование Александровской больницы было поручено архитектору А.С.Каминскому. Купеческим обществом он был командирован вместе с доктором П.И. Покровским за границу для того, чтобы ознакомиться с опытом строительства подобных учреждений. Они посетили Берлин, Лейпциг, Париж и другие европейские города.
Больница была поставлена на территории, принадлежавшей Купеческому обществу, лицевым фасадом в сторону улицы Щипок. В больнице было 150 коек. Сегодня в здании размещаются административные и хозяйственные службы Института им. А.В.Вишневского (ул. Серпуховская, 27, корпус 1).
Вскоре, через два года, в 1893 г., согласно завещанию московской купчихи Татьяны Гурьевны Гурьевой, пожертвовавшей некоторую сумму на строительство дома призрения на 100 человек и отдельно завещавшей 200 тысяч рублей в качестве неприкосновенного фонда для обеспечения содержания богадельни с процентов от этой суммы, на участке Солодовниковской богадельни началось строительство. По условию завещания зданию присвоили имя пожертвовательницы. Открытие дома состоялось 21 января 1896 г. Сейчас в бывшем доме призрения Гурьевой находится Ожоговый центр Института хирургии им. Вишневского. И сегодня эти старые стены служат верой и правдой людям. Но на этом рост благотворительных учреждений на Б.Серпуховской не прекратился.
В 1905 г. на территории, примыкающей к Солодовниковской и Гурьевской богадельням, была основана ещё одна, на средства, завещанные известным меценатом, основателем Третьяковской галереи, П.М.Третьяковым.
Всю жизнь и всё свое состояние Павел Михайлович отдал на собирание, сохранение произведений русского изобразительного искусства. Он не только заботился о творцах и о картинах, о сохранности, об общедоступности шедевров для народа, но и опекал семьи многих художников.
Положение крестьян в России в начале 19 века
Дворянские и буржуазные историки России XIX — XX вв. не могли вскрыть исторической необходимости отмены крепостного права и закономерностей становления буржуазного строя в России. Они считали, что исторические факты в силу своей неповторяемости не поддаются теоретическим обобщениям, а следовательно, исключают возможность установления об ...
Внешняя политика СССР в 20-30-е годы.
Окончание Первой мировой войны (подписание Версальско мирного договора в 1919 г.), гражданской войны и иностранной интервенции на территории России создали новые условия в международных отношениях. Важным фактором стало существование Советского государства как принципиально новой общественно-политической системы. Сложилось противостояни ...
Свобода.
В «Истории восстания народа польского 1863 и 1864», Б. Лимановский пишет: «Был он [Калиновский] искренним народником. Исповедовал убеждение, что только крестьянское восстание вернет свободу литовским народам. Народ для него не был одним только средством, но в первую очередь целью. Освобождение крестьян, превращение их в граждан – вот гл ...