Сельских жителей в ХIV-ХV вв. называли «люди», «сироты», «изорники», «смерды». С XV в. их все чаще именуют «крестьяне», то есть «христиане». Они были: черносошные, жившие на государственных землях и несшие повинности в пользу великого князя – «тягло», и владельческие, сидевшие на землях феодала, платившие ему оброк и несшие барщину. Последние, в свою очередь, разделялись на светских и монастырских, старожильцев, новоприходцев, наймитов, закупов, половников, третников и т.д. В их отношении действовала норма Судебника 1497 г. о Юрьевом дне. В определенное время года сельские жители могли перейти от одного хозяина к другому, заплатив своему былому господину компенсацию – «пожилое».
Возникновение крестьянских переходов относится к концу XIII-началу XIV в. Первоначально крестьяне переходили либо из одной общины (черной волости) в другую, либо из общины в вотчину, нуждавшуюся в рабочей силе, спорадически. В XIV в. крестьянские переходы в Московской и Новгородской землях становятся уже обычным явлением, а в XV в. – четкой системой, положенной в основу взаимоотношений крестьян с землевладельцами в рамках обычного права. Переход, как правило, был приурочен к одному дню. В центральных районах это был Юрьев день осенний (26 ноября). Крестьянин имел право уходить и приходить за неделю до и неделю после него. Это время было удобным с точки зрения земледельческого календаря: закончены осенние посевные работы, но не начата еще подготовка к новому сезону.
В 1447 г. эта норма вошла в общегосударственный Судебник. Обычно считается, что данное ограничение является шагом на пути к закрепощению крестьян. Однако некоторые историки придерживаются противоположного мнения, считая, что оно более упорядочивало отношение между землевладельцами и крестьянами, а также было выгодно государству, заинтересованному в налоговой системе.
В 1580–81 гг. правительство начало всеобщую перепись земель, растянувшуюся на все 1580–90-е гг. По мнению А.А. Зимина, в связи с ней в ряде мест вводятся так называемые «заповедные годы» – временный запрет перехода крестьян от одного помещика к другому, частичная отмена Юрьева дня. Это были первые шаги по установлению в России крепостного права.
Относительно способа установления крепостного права существуют две теории: указная и безуказная. Согласно первой, около 1592 г. был принят особый закон, по которому на всей территории страны одновременно вводилось крепостное право. Юрьев день отменялся. Крестьяне должны были регистрироваться в особых книгах и лишались возможности ухода от помещиков. Вводился сыск беглых. Сторонниками указной теории являются С.М. Соловьев, В.И. Корецкий, А.А. Зимин и др.
Однако текст такого закона 1592 г. до сих пор в архивах не обнаружен. Поэтому учеными была высказана безуказная теория. Ее создатели (В.О. Ключевский, М.А. Дьяконов, Р.Г. Скрынников и др.) считают, что не существовало специального закона, после выхода которого в одно прекрасное утро все русские крестьяне проснулись крепостными. Согласно данной концепции, власти в конце ХVI – перв. пол. ХVII в. приняли ряд постановлений, все больше и больше ограничивавших свободу крестьян и в итоге приведших к становлению крепостнической системы.
В 1580-е гг. в ряде местностей учреждались заповедные лета – временный запрет перехода от одного помещика к другому. В 1597 г. появляется указ об «урочных летах» – введении 5-летнего сыска беглых крестьян. Это был еще один шаг к становлению крепостного права, хотя указ носил компромиссный характер. С одной стороны, правительство демонстрировало, что защищает интересы дворянства, вводя сыск беглых, с другой – найти на российских просторах беглеца в течении пяти лет, пользуясь системой сыска ХVI в., было делом малореальным. Государство было не заинтересовано, чтобы исправного тяглеца, обжившегося у нового хозяина более пяти лет, опять сдергивали с места. Ведь тем самым власть теряла бы его как налогоплательщика.
В первой половине ХVII в. правительство увеличило срок крестьянского сыска до 15 лет, а в 1649 г. сделало его бессрочным. Последнее решение и является точкой отсчета окончательного оформления крепостной зависимости сельских жителей от своих владельцев.
Крестьяне жили в различных типах поселений:
· села – 20–30 дворов, центр церковного прихода. Как правило, село было центром вотчины;
Право собственности по Псковской судной грамоте
Больше половины всех статей грамота посвящает нормам гражданского права. В ней имеется ряд статей, регулирующих право собственности ( вещное право). Прежде всего грамота различает имущество движимое (живот) и недвижимое (отчина). К недвижимому имуществу относятся пахотная земля, земля под лесом, борть (пасека)[25], двор, клеть. Грамота ...
Джон Франклин
Франклин (сэр Джон Franklin. 1786 - 1848) - знаменитый английский мореплаватель. В 1803 г. сопровождал Флиндерса в его путешествии в Австралию; в 1805 г. сражался при Трафальгаре; в 1815 г. был ранен под Новым Орлеаном. В 1818 г. командовал бригом в экспедиции к северному полюсу капитана Бухана. В 1819 г. предпринял экспедицию в земли у ...
Техника и технология обработки
металла в древности. Технологические особенности изготовления древнерусских
замков
Основным источником для воспроизведения техники производства служат археологические памятники. Русские кузнецы использовали кузнечные горны, сопла, наковальни, молотки, клещи, напильники, зубила и множество другого инструмента. Инструмент кузнеца имел развитые, рационально разработанные формы и конструкции, некоторые из которых сохранил ...