Контроль за общественной жизнью привел и к переменам в области образования. В 1828 году была проведена реформа низших и средних учебных учреждений. Образование носило сословный характер, т.е. ступени школы были оторваны друг от друга: начальные и приходские — для крестьян, уездные — для городских обывателей, для дворян — гимназии. В 1835 году увидел свет новый университетский устав, сокративший автономию высших учебных учреждений, но, с другой стороны, это время было и периодом своеобразного поощрения просвещения. Это был "золотой век" Московского университета, где действовала блестящая плеяда выдающихся профессоров г- Т.Н.Грановский, КД.Кавелин, П.Г.Редкин и другие.
Николаевское правительство пыталось разработать собственную идеологию, внедрить ее в школы, университеты, печать, воспитать преданное самодержавию молодое поколение. Главным идеологом самодержавия стал Уваров. В прошлом вольнодумец, друживший со многими декабристами, он выдвинул так называемую "теорию официальной народности" ("самодержавие, православие и народность"). Смысл ее состоял в противопоставлении дворянско-интеллигент-ской революционности и пассивности народных масс, наблюдавшейся с конца XVIII в. Освободительные идеи представлялись как наносное явление, распространенное только среди "испорченной" части образованного общества. Пассивность же крестьянства, его патриархальная набожность, стойкая вера в царя изображались в качестве "исконных" и "самобытных" черт народного характера. Другие народы, уверял Уваров, "не ведают покоя и слабеют от разномыслия", а Россия "крепка единодушием беспримерным — здесь царь любит Отечество в лице народа и правит им, как отец, руководствуясь законами, а народ не умеет отделять Отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу".
Уваровская теория, которая в те времена покоилась, казалось, на очень прочных основаниях, имела все же один крупный изъян. У нее не было перспективы. Если существующие в России порядки так хороши, если налицо полная гармония между правительством и народом, то не надо ничего изменять или совершенствовать. Все и так хорошо. Именно в таком духе истолковывал уваровские идеи Бенкендорф. "Прошедшее России было удивительно, — писал он, — ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение".
В действительности гармонии интересов не было и тогда. Наоборот, существовало много проблем, над которыми бился, но которых так и не решил покойный император. Но они, казалось, поддавались бесконечному откладыванию. И их стали отрицать или же перестали замечать. Виднейшие представители казенной науки (историки М.П. Погодин, Н.Г. Устрялов и др.) прилагали все свое старание в раздувании легенд и мифов "официальной народности". Наигранный оптимизм, противопоставление "самобытной" России "растленному" Западу, восхваление существующих в России порядков, в том числе крепостничества, — все эти мотивы пронизывали писания официальных сочинителей.
Для многих здравомыслящих людей были очевидны надуманность и лицемерие казенного пустозвонства, но мало кто решался сказать об этом открыто. Поэтому такое глубокое впечатление на современников произвело "Философическое письмо", опубликованное в 1836 г . в журнале "Телескоп" и принадлежавшее перу П.Я. Чаадаева, друга А.С. Пушкина и многих декабристов. С горьким негодованием говорил Чаадаев об изоляции России от новейших европейских идейных течений, об утвердившейся в стране обстановке национального самодовольства и духовного застоя. По распоряжению царя Чаадаев был объявлен сумасшедшим и помещен под домашний арест. Теория "официальной народности" на многие десятилетия стала краеугольным камнем идеологии самодержавия.
В плену
Мороз был около 12 градусов. Сначала немцы загнали всех в душевую, там, на пленных пустили струи ледяной воды. Все посинели. Многие падали на пол и тут же умирали. Затем людей выгнали во двор. Генерал Карбышев стоял в группе русских товарищей. Все понимали, что доживают последние часы. Гестаповцы, с пожарными брандспойтами в руках, пуст ...
Участие вятчан в феодальной войне 1432-1453гг
Великий князь московский Василий II сын Василия I сел на московском столе в 1425г. И правил до 1462г.
Василий II согласно двум договорным грамотам от 11 марта 1428г. отдаёт "Вятку со слободами и всеми метами" (Собрание государственных грамот и договоров Т.1, М., 1813, с. 86-90), своему дяде Юрию Галицкому в удел. В свою очере ...
Социальные и политические идеи К. Калиновского
К сожалению, Константин Калиновский оставил очень небольшое по объему литературно-публицистическое наследие, не известно ни одного теоретического труда, в котором бы белорусский лидер восстания 1863-1864 гг. прямо высказал свои социально-политические взгляды. О них можно судить по семи номерам газеты «Мужицкая правда», трех «Письмах из- ...