В 988 г. Владимир Святославович проводит коренную религиозную реформу. Роль государственной религии вместо язычества занимает христианство (православие), заимствованное из Византии. Принятие новой веры вооружало правящий класс действенной идеологической доктриной, освещавшей динамичные процессы классообразования и придававшей им “божественный” характер. Христианство способствовало развитию древнерусской культуры. Значительно возрос международный авторитет Руси, влившейся в сообщество европейских христианских государств.
Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменной культуры. Своеобразными очагами культуры на Руси стали церкви. При них собирались книги, работали переписчики. Старейшая русская книга – Остромирово Евангелие, созданное в Новгороде в середине XI века.
К середине XI в. относится рождение первых русских церковных литературных произведений - «Поучение к братии» новгородского епископа Луки и «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Появляются первые русские жития святых - «Житие Бориса и Глеба».
Кроме религиозных произведений стала появляться и светская литература, самым оригинальным жанром которой было летописание – ежегодная запись событий. Среди памятников мировой культуры почетное место занимает начальная русская летопись - «Повесть временных лет». Ее автор, монах Киево-Печерского монастыря Нестор, создал картину возникновения государства «Русская земля».
С правлением Владимира Святославовича условно завершается первый период в развитии Киевской Руси.
Начало нового этапа знаменуется правлением великого князя Ярослава Владимировича (1019-1054), получившего впоследствии прозвище Мудрого за выдающийся ум и исключительную по тем временам образованность. Время Ярослава Мудрого – это время расцвета Руси. Враждебные кочевые племена были отогнаны от южных рубежей государства, что позволило сосредоточиться на вопросах внутригосударственного устройства.
С именем Ярослава Мудрого связаны строительство церквей, перевод греческих книг и издание первого варианта «Русской правды» - важнейшего памятника древнерусского права (около 1016 г.). В «Правде» Ярослава говорится ещё о таких пережитках патриархально-общинных отношений как право кровной мести за убийство. Однако кровная месть уже отмирает и заменяется денежным штрафом (вирой) по приговору суда. Наряду со свободными людьми в «Правде» говорится и о зависимом населении – холопах. В 1072 г. Появился новый текст «Русской правды», дополненной сыновьями Ярослава - Изяславом, Святославом и Всеволодом. Новый суровый закон защищал, прежде всего, личные владения (домены) князей и бояр, их жизни и имущество. Убийство княжеских администраторов, огнищан и тиунов каралось смертью или огромным штрафом в 80 гривен, что равнялось стоимости стада в 100 голов крупного рогатого скота.
С именем Владимира Мономаха (1113-1125), ставшего великим князем в результате восстания киевских городских низов, связано издание третьей редакции «Русской правды». Владимир Мономах дополнил этот документ своим «Уставом». «Устав Владимира Всеволодовича» расширил правовые нормы великокняжеской «Русской правды» прежних редакций до общефеодальных, где князь и боярин одинаково подразумеваются под словом «господин». Это свидетельствует о фактическом завершении процесса дифференциации общества на господствующие и зависимые слои населения, оформлении типичной социальной структуры средневекового общества.
При Владимире Мономахе и его сыне Мстиславе (1125-1132) могущество централизованного древнерусского государства достигло своего апогея. Киевская Русь органично вписывалась в систему международных связей, играя роль связующего звена между странами Европы и Востока. В XI – XII вв. самые могущественные короли Европы желали союза с Русью и нередко закрепляли его брачными связями. Киевские князья породнились с королями Франции, Англии, Швеции, Польши, Венгрии, Византии.
Н.М. Тихомиров и Добровольное пожарное общество
Из истории Новосибирска было незаслуженно вычеркнуто имя одного из замечательных представителей первопроходцев Великого Сибирского пути Николая Михайловича Тихомирова, который внес свой солидный вклад в дело основания города.
В книге "Вековой путь на службе Отечеству" говорится следующее: "Его стараниями была построена п ...
Развитие предпринимательства в 16 веке
На таком историческом фоне разворачивалась деятельность российских предпринимателей в XVI веке. Учитывая сложность обстановки, эта деятельность представляет особый интерес, хотя за прошедшее столетие в организации этого процесса произошло не так уж много изменений.
В конце XVI века вотчинное ремесло вытеснялось более свободным городски ...
Неудача преобразований
Александра I
Нам известны начинания Александра I; все они были безуспешны. Лучшие из них те, которые остались бесплодными, другие имели худший результат, т. е. ухудшили положение дел.
Одним из лучших законов первых лет был указ 1803 г. 20 февраля о вольных хлебопашцах; на этот закон возлагали большие надежды, думали, что он подготовит постепенно и ...