К началу 60-х гг. политический рейтинг Аденауэра начал быстро снижаться. Его консервативность, не терпимость к чужому мнению, подозрительность становились препятствием для эффективной работы и вызывали все большее недовольство в партии. 23 апреля 1963 г. на заседании депутатской фракции ХДС было принято решение о назначении Эрхарда преемником 87-летнего канцлера. Репутация романтика, склонного к компромиссам, внешность добродушного толстяка с неизменной сигарой, авторитет отца «экономического чуда» делали Эрхарда привлекательной фигурой как для избирателей, так и для политической элиты страны. Эрхард был демократичен, не избегал дискуссий и считал авторитарные методы правления Аденауэра недопустимыми. 15 октября 1963 г., после 14 лет пребывания у власти, Аденауэр подал в отставку и на следующий день на заседании бундестага Людвиг Эрхард был избран федеральным канцлером. Он провозгласил целью своего правительства обеспечение социального мира и партнерства, проведение «политики центра и взаимопонимания». Эрхард призвал к консолидации всех политических сил во имя реализации общенациональных интересов, поиску баланса интересов и отказу от конфронтации. Пост вице-канцлера получил председатель СвДП Эрих Менде. С призывом к конструктивному сотрудничеству Эрхард обратился и к оппозиционной СДПГ.
Экономическое и социальное положение в Западной Германии благоприятствовало правительственным планам. Если в начале 60-х гг. наблюдались признаки рецессии и темпы роста снизились с 5% в 1961 до 3,5% в 1963 г., то с 1964 г. темп развития вновь достиг уровня предыдущего «золотого десятилетия». Только за один год прирост ВНП составил 9,5% (объем промышленного производства увеличился на 8%). При этом прирост производительности труда был достигнут без увеличения числа занятых, преимущественно за счет повышения производительности труда. В 1965 г. подъем в экономике продолжался, и лишь в 1966 г. вновь началась рецессия. Однако снижение темпов роста не являлось признаком кризиса. Сохранение прежних масштабов наращивания объема производства уже грозило «перегреть» экономику, и правительство было вынуждено даже предпринимать меры по снижению инвестиционной активности. На протяжении всех этих лет сохранялась чрезвычайно благоприятная ситуация на рынке труда. Число свободных рабочих мест постоянно росло и превышало число безработных. Постоянным явлением стал импорт рабочей силы. Большое внимание правительство Эрхарда уделило сельскохозяйственной политике. «Зеленый план» 1964 г. поставил задачу стимулировать процесс концентрации сельскохозяйственного производства для «улучшения аграрной структуры». Выросли бюджетные расходы на прямое кредитование сельхозпроизводителей и развитие транспортной и социальной инфраструктуры в сельской местности. Только в 1964 г. на эти цели было израсходовано 2,5 млрд марок.
Продолжение «экономического бума» способствовало сохранению чрезвычайно высокого уровня жизни. В 1966 г. опросы населения выявили, что 89% немцев считают свои доходы «достаточными», 45% полагают, что «зарабатывают даже больше, чем необходимо на жизнь», и лишь 10% были недовольны доходами. Рейтинг правительства в такой ситуации был весьма высок. Но многолетняя политическая гегемония христианских демократов создавала психологическую усталость в немецком обществе. В самом ХДС начал ощущаться кризис идей. Пытаясь переломить ситуацию, Эрхард предпринял активные шаги по модернизации партийной программы.
На партийном съезде в марте 1965 г. Эрхард впервые развернуто изложил основы своей концепции «сформированного общества». Он предполагал, что немецкое общество подходит к принципиально новой фазе своего развития. Точкой отсчета Эрхард считал «классовое общество XIX века», основанное на антагонизме пролетариата и буржуазии. Следующий период развития, начавшийся после Первой мировой войны, был сопряжен со становлением «плюралистического общества», преодолевающего противостояние классов, но характеризующегося конкуренцией «групп интересов», или «союзов» (предпринимательских, профсоюзов, потребителей и т.п.). На третьей фазе (в «сформированном обществе») плюрализм групповых интересов «сводится к знаменателю общего блага». Эрхард предполагал, что такое общество по своему существу является кооперативным, т.е. основанным на сотрудничестве всех групп и интересов.
Концепция «сформированного общества» оказалась противоречивым синтезом романтического прожектерства и анализа реальных тенденций развития западного общества, традиционных стереотипов социальной мотивации и отрицания потребительской психологии. Эрхард, предчувствуя грядущий кризис «общества потребления», настаивал на поисках путей к «очеловечиванию» всех сфер общественной жизни, призывал немцев «больше думать об интересах всего общества, а не только о своих собственных», помнить, что критерии общественного благополучия не сводятся к показателям производства, потребления, экономического роста. Но лейтмотивом его концепции стала идея «благосостояния для всех», поиска разумного равновесия между социальной стабильностью и экономическим ростом во имя справедливого удовлетворения интересов всех слоев общества. В таком варианте концепция «сформированного общества» являлась лишь одной из форм идеологического обоснования модели «государства благосостояния», переживавшей в 60-х гг. период расцвета во всех странах Запада, но неумолимо приближавшейся к своему краху.
Революции
Февральский переворот ошеломил Деникина, человека либеральных взглядов, сторонника конституционной монархии и радикальных общественных реформ: «Не были подготовлены вовсе ни к такой неожиданно скорой развязке, ни к тем формам, которые приняла революция».[6]
Февраль 1917 года застал Деникина в Румынии, где он командовал восьмым армейски ...
Становление государства и власти в первый период царствования
Ивана Грозного
Исходя из всего вышесказанного, исследователи делят времена правления Ивана Грозного на два неравнозначных периода: период, когда проявлялись его лучшие качества, как человека и государственного деятеля, приведшие к «укреплению Российского централизованного многонационального государства, усилению власти царя, … к реорганизации местного ...
Столыпинская реформа
Столыпинская аграрная реформа – понятие условное, ибо она не составляет цельного замысла и при ближайшем рассмотрении распадается на ряд отдельных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в следующем: разрушение общины и развитие частной собственности, создание крестьянского банка, переселение крестьян, кооперативное движени ...