Центральная властная структура была образована парламентом, президентом и федеральным правительством во главе с канцлером. Парламент стал высшим государственным органом и, в соответствии с буквой конституции, рассматривался как однопалатный. Но в парламентскую систему вошли два органа – избираемый гражданами Бундестаг (Федеральный съезд) и назначаемый земельными правительствами Бундесрат (Федеральный совет). Бундесрат, формально не являющийся частью парламента, фактически стал выполнять функции Верхней палаты. В его состав вошли 69 человек, назначаемых земельными правительствами на 4 года из своего состава. Бундесрат получил совещательные и контролирующие функции в законодательном процессе, но его вето могло быть отклонено большинством членов Бундестага. Преобладающее положение Бундестага объяснялось тем, что лишь нижняя палата стала непосредственным представительством немецкого народа. 496 членов Бундестага избираются на 4 года на основе прямых, всеобщих выборов по смешанной системе (половина в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства, половина – на основе партийных списков в многомандатных земельных округах по пропорциональной системе). Помимо законодательных функций, преимущественное положение Бундестага определяется его ролью в избрании президента и канцлера.
Основной закон закрепил порядок избрания президента республики особым органом (Федеральным собранием), состоящим из членов Бундестага и равного количества избираемых земельными ландтагами депутатов. Президент получил лишь представительские и организационные полномочия (без права вето). Избрание канцлера стало прерогативой Бундестага, равно как и выражения вотума недоверия канцлеру (что влечет отставку правительства). Ограничением этого права стала лишь практика «конструктивного вотума недоверия» – отставка канцлера может произойти только при утверждении Бундестагом новой кандидатуры. По конституции федеральному канцлеру принадлежит вся полнота исполнительной власти, включая право назначения состава правительства, а также право законодательной инициативы. Канцлер может поставить вопрос о вотуме доверия себе при голосовании в Бундестаге важных законопроектов и в случае недоверия инициировать через президента роспуск парламента. С учетом того, что канцлер в силу порядка избрания представляет парламентское большинство (и, как правило, является лидером крупнейшей партии), в распоряжении главы правительства концентрируются исключительные властные полномочия. Государственная модель ФРГ поэтому получила название канцлерской республики. Ее целесообразность определяется стремлением создать прочный политический эпицентр, необходимый для функционирования социального государства.
Распад Киевской Руси на самостоятельные государственные образования (период
феодальной раздробленности).
Объединение восточнославянских земель под верховенством Киева было закономерным процессом, связанным с зарождением классовых отношений и возникновением раннефеодального государства. Но государства этого типа не отличаются внутренней прочностью. Дальнейшее историческое развитие неизбежно ведет к распаду таких политических объединений. Ки ...
Восточные рабочие в Германии
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала суровым испытанием союза народов нашей страны на прочность и жизнеспособность. Враг, с которым они столкнулись, оказался изощренным и коварным, особенно в сфере межнациональных отношений. Гитлеровское руководство пыталось в полной мере использовать в своих интересах все силы, заинтересован ...
Источники и историография
Российскую историографию Великой Отечественной войны можно условно разделить на два периода. Первый период - советский - длится с окончания войны до наступления «гласности» (1985-87 гг.). Для советской историографии Великой Отечественной войны (особенно в период до начала 60-х гг.) была характерно отсутствие широких дискуссий. Помимо по ...