Самыми трудными, самыми тяжелыми были первые годы войны – 1941-1943. Вспоминает Васюкова Н.П. «В конторе лесоучастка был установлен репродуктор, черный такой, круглый, и каждый вечер мы ходили в контору и слушали сводки Совинформбюро. И каждый вечер Левитан сообщал: «После тяжелых и кровопролитных боев наши войска оставили…». А далее шло перечисление названий крупных сел, городов, железнодорожных станций. Каждую ночь с Курихи отправлялся состав с мобилизованными мужчинами на фронт, а немец все шел и шел».
Подростков постарше отправляли на рытье окопов у Мурома и Шиморского. Немецкие самолеты уже бомбили Горький, пытались бомбить железнодорожный мост через Оку у Навашина, на Курихе и окружающих поселках ввели затемнение. Ночью стали пролетали тяжелые самолеты. Рассказывает Макарова Татьяна Сергеевна: «Слышим, ночью летят, мать велит гасить свет, а какой там свет, гасилка какая-то, погасим ее, выйдем на улицу, а они летят высоко, только огоньками светят, страшно».
«А однажды – рассказывает Васюкова Нина Петровна – прямо над Курихой низко пронесся немецкий самолет, видать прорвался, а за ним два наших. Страшно стало, я подумала, один самолет пролетел и нам страшно, а каково им там на фронте». Атмосферу страха усиливали, появившиеся в лесах дезертиры. Они появились вскоре после начала войны, резали скот, останавливали даже обозы, которые везли зерно с Дивеевского района на станцию Сарма.
Во все времена на Руси отличительной чертой русской души были доброта, человечность и милосердие. Сколько пришлось нашей многострадальной Родине пережить горя и тягот, но выжить и радоваться этой жизни помогали русская сила духа, вера и, конечно же, желание в трудные минуты прийти на помощь друг другу. Все эти качества были характерны и для жителей Курихинской округи.
Васюкова Н.П. рассказывает, что до войны рабочие, занятые на лесозаготовке, жили вместе с семьями в лесу, в бараках. Когда началась война, с бараков всех мужиков взяли на войну, и семьи с ребятишками остались там одни, а ребятишкам в школу ходить надо. На Курихе, был совсем заброшенный барак, в этот барак их и перевезли с Алванейки. Барак – это единое помещение, в котором стояли нары, печка с плитой, на которой все варили, у кого что есть. Жили в нем в основном нарышкинские семьи: Дудины, Таютины, Туваевы, Модины, заменив мужчин, женщины пошли работать в лес. Жили очень плохо, курихинские хоть картошки накопали, а у них ничего не было. У тети Груши Модиной ребятишек было трое, бабка старая и она, и никаких запасов у них не было, что в лесу заработают тем и жили.
«Я помню», - вспоминает Нина Петровна – «у нас это, был как закон. В воскресенье мама наливала молока в кринку, накладывала картошки в ведерко, капусты, и говорила: «Неси тети Груши, у них совсем есть нечего». И так поступал каждый, давали все, у кого что было».
Неожиданные находки
В жаркий июльский день 1985 года в искусственном озерце на северо-восточной окраине столицы республики близ кирпичного завода с удовольствием бултыхались ребята, съезжая по глинистому крутому скату прямо в воду. Один из мальчишек вдруг вывернул из земли какую-то кость, рядом — железный наконечник стрелы. Позвал остальных. До вечера маль ...
Андрей Святой
Андрей Святой — апостол Иисуса Христа, был брат Петра и занимался вместе с ним в Капернауме, на Галилейском озере, ловлею рыбы, когда Иисус призвал его следовать за собою (Матф. VI, 18 и след.). По повествованию Еванг. Иоанна (Иоан. I, 41), он был одним из учеников Иоанна Крестителя и еще раньше своего брата был призван на Иордане Иисус ...
«Русское зарубежье». Центры русского
зарубежья в Западной Европе. Имена выдающихся
деятелей русского зарубежья. Историческое значение этого явления.
Понятие «русское зарубежье» возникло и оформилось после Октябрьской революции 1917, когда Россию массово начали покидать беженцы. После 1917 из России выехало около 2-х миллионов человек. В центрах рассеяния – Берлине, Париже, Харбине – была сформирована «Россия в миниатюре», сохранившая все черты русского общества. За рубежом выходили ...