Патриции полагали, что лишь их можно считать настоящими римлянами.
И патриции также полагали, что к плебеям[2], работавшим на полях и служившим в войске, нужно относиться как к людям второго сорта, которым нельзя доверить управление городом.
После окончания войн с этрусками и латинами наступили тяжёлые времена, и жизнь плебеев стала поистине невыносимой. Их дома были разрушены, поля разорены, еды не хватало, бедняки стонали под бременем долгов, а патриции жили припеваючи и вовсе не стремились облегчить участь плебеев. Да и зачем? Если плебей залезал в долги, закон требовал, чтобы он продавал себя и свою семью в рабство, чтобы заплатить долг. А брал он деньги у своего землевладельца и к нему же попадал в рабство.
Неравенство в правах патрициев и плебеев противоречило основному закону демократии. Патриции владели основной властью в стране, в то время как плебс принимал минимальное участие в решении государственных задач и практически был лишён этой возможности.
В конце концов, плебеи дошли до такого состояния, что перестали чувствовать себя хозяевами города, где они родились, и в 494 г до н. э. решили покинуть город. Много людей оставили город, и патриции, которые не могли допустить, чтобы население города так сильно сократилось, пошли на переговоры с плебеями.
Было достигнуто соглашение, по которому плебеи получали право назначать своих должностных лиц; эти чиновники выбирались только плебеями и были их представителями. Они получили название трибунов
(раньше так назывался вождь племени).
В их задачу входило защищать интересы плебеев и следить, чтобы патриции не принимали законов, нарушавших права простого народа. В конце концов, трибуны стали так сильны, что могли воспрепятствовать принятию закона, который они не одобряли простым криком “Veto!”
(«Я запрещаю!»). И вся власть консулов и сената была бессильна перед вето трибуна. Естественно, что трибуны никогда не пользовались расположением патрициев, и поэтому было решено, что никто не должен причинять трибуну никакого вреда. С помощью трибунов плебс хотел потеснить патрициев и получить равные с ним права в политике. У трибунов были также помощники, называвшиеся эдилами, и выполнявшие функции современной полиции.
В 451 – 450 гг. до н. э. под давлением плебса происходит первая кодификация права. Для составления законов создаётся комиссия «10 мужей» (децимвиров). Почти все её члены были патрициями. Законы регулировали правила судопроизводства, долговое право, отношения внутри семьи, права собственности и сделки купли-продажи. Они также устанавливали наказания за различные преступления (колдовство, убийство, воровство, членовредительство, государственную измену). Запись законов было важным элементом перехода от родового общества к классовому и становления римского полиса.
В целом кодификация была успехом плебеев, на место произвола магистратов, то есть городской власти, становился закон. Важной уступкой стало признание права осуждённого на казнь апеллировать к комициям (собранию народа для решения вопросов путём голосования), что было равно праву на провокацию. Тем не менее ряд законов был направлен против плебса: долговое право было крайне жёстким, а браки между патрициями и плебеями запрещались.
Церковь и государство в представлениях Л.А. Тихомирова
Наивысшим пиком плодотворности консервативной мысли является период от революции 1905 года до февральского переворота 1917 года. Крупнейшим идеологом консервативного движения этого периода был Лев Александрович Тихомиров (1852-1923). Консерватором он стал не сразу. Л.А. Тихомиров с гимнастических лет был приверженцем революционных взгля ...
«Война за землю» и предпосылки аграрного реформирования
До революции 1905-1907 годов в русской деревне уживались две различные формы владения землей: с одной стороны, частная собственность помещиков, с другой - общинная собственность крестьян. При этом у дворянства и крестьян сложились два противоположных взгляда на землю, два устойчивых мировоззрения.
Помещики считали, что земля - такая же ...
Крестьянский вопрос
Понятно, что остзейская эмансипация не могла быть желательным образцом для разрешения крепостного вопроса в коренных областях России. Благомыслящие и знакомые с положением дела люди думали, что лучше не возбуждать вопроса об освобождении крестьян, чем разрешать его по-остзейски. Однако вопрос обсуждался в правительственных кругах. Прави ...