В течение I тысячелетия до н.э. в горной области Гватемалы возникло несколько городов-государств, влияние и торговые связи которых распространялись далеко за пределы современной Гватемалы. Около 300 н.э. перенаселенность или какая-то природная катастрофа вынудила большую группу майя переселиться дальше к северу, на равнину Петен. Эта область стала центром классической цивилизации майя, достигшей расцвета в 4–6 вв. и постепенно распространившейся в пределы современных Мексики, Белиза и Гондураса. Здесь обнаружены многие памятники этой культуры, например, изумительные сооружения в Тикале, Уашактуне и Киригуа.
Майя никогда не имели централизованного государства; вокруг крупных городов возникали другие города, со своими правителями, опиравшимися на жрецов, знать и военных. Из основных культур майя возделывали маис (кукурузу) и какао. Какао-бобы использовались как деньги, а также при изготовлении церемониального питья чоколатль, т.е. шоколада. Выращивались также тыквы, фрукты и хлопчатник. Религия майя включала как необходимый элемент человеческие жертвоприношения, которые рассматривались как средство отсрочить катастрофу, которая (согласно общему для всех культур Месоамерики поверью) уже четырежды уничтожала мир.
В 9–10 вв. большинство городов-государств майя было разрушено. Ученые выдвигают различные гипотезы, включая нашествие племен тольтеков, крестьянские восстания, вражду внутри господствующего класса или катастрофическую эрозию почв, которые не могли прокормить растущее население. Однако, хотя цивилизация майя на равнинах Гватемалы исчезла, она продолжала существовать на п-ове Юкатан и в горах юга Гватемалы. К 11 в. на Юкатане сложилось майя-тольтекское государство со столицей в Чичен-Ице. В этой культуре сохранились традиции возведения монументальных архитектурных сооружений культового и церемониального назначения и практика человеческих жертвоприношений. Группы племен майя, оставшихся в горах Гватемалы, хотя и не достигли высокого уровня в науке или архитектуре, как майя Юкатана классического периода, сумели выжить в своих хорошо организованных городах-государствах до самого появления испанцев в начале 16 в.
Ученые расходятся в оценке численности майя к началу испанского завоевания; предположительно здесь обитало ок. 5 млн. человек, говорящих на 35 диалектах.
Политические оппоненты Сунь Ятсена. Движение за "новую культуру"
Обострение классовой борьбы в Китае и влияние революций, развертывающейся в соседней России, содействовали распространению революционной идеологии. Но конституционные монархисты не собирались без боя уступить революционерам руководящую роль среди передовой китайской интеллигенции. Началась острая полемика между революционными и либераль ...
Лагеря смерти
Само по себе понятие «концлагерь» изначально означало специально оборудованное место массового содержания заключенных, гражданских и военнопленных, чаще всего, в военное время. Однако вторая мировая война навсегда изменила мнение человечества по поводу подобных учреждений [5. с. 78].
А началось всё задолго до начала войны. Сразу же пос ...
Трудовой подвиг украинского и русского крестьянства
В 80-е гг. XIX в. царское правительство было вынуждено облегчить условия переселения крестьян из центральных малоземельных губерний на окраины, хотя право на миграцию получили только сравнительно зажиточные хозяева, располагавшие необходимыми средствами на переезд и обзаведение всем необходимым на новых местах. 10 июля 1881 г. были утве ...