Мы узнаем о народе не по его названию, а по его культуре, через его духовность, вглядываемся в истоки его истории.
Еще раз повторяю: я не историк. Однако, если мы будем логически анализировать основные закономерности исторического развития народов мира, в целом, и нашего края, в частности, то станет ясно, что и Александр (которого на Востоке больше знают под именем Искандар Зулкарнайн), и Кутайба, и Чингизхан, и генерал Черняев, — кто бы ни вступал на нашу землю с войском в несколько десятков или сотен тысяч солдат, кто бы ни захватывал ее, брали в свои руки лишь политическую власть. Еще раз повторяю: политическую власть. И все. Действительно, за период своего правления они прилагали все усилия к использованию в своих интересах экономические, торговые, научные, культурные возможности нашей страны. Однако они не могли и не смогли бы уничтожить проживавшее здесь на протяжении веков коренное население, его многовековую культуру.
Свою мысль могу всем просто и доступно объяснить, приведя один пример. Начиная с завоевания нашей страны царской Россией до восстановления государственной независимости прошло около 130 лет. За этот период сколько страданий, горя и бедствий вынес наш народ. Возьмем хоть политическую, хоть общественно-экономическую жизнь, духовную, культурную сферы. Кстати, хотел бы дать один совет нашим ученым, которые исследуют колонизаторский период истории, а точнее, хочу обратить их внимание на один вопрос. Отличие этого периода от предыдущих в том, что в это время, особенно в годы советской власти, наш народ был полностью оторван от внешнего мира. Мы хорошо знаем, какие духовные, культурные притеснения, унижения выпали на нашу долю за этот семидесятилетний период. Здесь я имею в виду скорбное прошлое, связанное с нашим языком, литературой, историей, религией, генофондом нации, демографией. Однако сейчас речь идет не об их трактовке, причинах, следствии.
Моя мысль, которую я хотел бы высказать, состоит в следующем: если взглянуть со стороны, в этом ужасном положении, когда наш народ, его культура, национальное самосознание, обычаи и традиции могли исчезнуть, смогли ли мы, не без некоторых потерь, сохранить себя, свою сущность? Пусть наши ученые ответят на этот вопрос.
Хочу остановиться еще на одном вопросе, относящемся к этой теме. В то время, когда сидевшие в центре, в Кремле, проводили политику, направленную на превращение коренного населения национальных республик в “советский народ”, то есть единый народ, за счет чего, каких исторических, природных закономерностей уцелел узбекский народ? Думали ли над этим ученые, ставили ли они такие вопросы в своих исследованиях? К сожалению, нет.
Итак, например, как бы я ответил на этот вопрос?
Наши предки, наш народ испокон веков вели оседлый образ жизни, сущность нашей нации сформировалась в условиях оседлой культуры. Не случайно, я бы даже сказал, закономерно появилось такое понятие, как “илиги ток, бакувват”1. Я этим хочу сказать, что узбекский народ твердо стоит на ногах и полон сил.
Еще в нашем языке есть такие выражения, как “тагли-тугли”2 и “палаги тоза”3. Это говорится по отношению к семьям, которые постоянно проживали в одной местности, выработали свой образ жизни, критерии поведения, убеждения и образ мышления. Какое же можно дать определение народу, который имел свои убеждения, критерии и правила, объединившие массы, несколько сотен тысяч, миллионы людей? Если исходить из жизненной и общественной логики, то объяснение здесь одно: национальная сущность, корни нашей нации, культуры — оседлость.
Подойдем к вопросу с другой стороны. Нынешняя наша богатая культура — плод какой цивилизации? Раз есть такая культура, ее создал народ, который проживал на этой земле, или она возникла на пустом месте?
Я хочу сказать, что при создании нашей древней культуры, как и истории, свой вклад также внесли множество этнических групп, народов и народностей. Это — естественно. Ибо никогда, нигде не бывает культуры, принадлежащей лишь одной нации. Любая цивилизация является результатом деятельности и плодотворного влияния множества народов, наций, племен. Одним словом, переселенцы и завоеватели приходят и уходят, однако народ и его культура остаются вечно.
Поэтому наши ученые-историки, несмотря на свои различные убеждения, определенные взгляды, должны собраться, дискутировать, прийти к единому выводу. Вместо того чтобы увлекаться различными понятиями, такими как саки, массагеты, согды, бактрийцы, наши историки должны показать, доказать нации ее истинную историю. Действительно, история — это основа духовности народа.
Некоторые историки хотят сказать, что мы — потомки Чингизхана, даже, мол, в Амире Темуре текла кровь Чингизхана, что он из рода монголов. Давайте подумаем, к какой нации принадлежит наш предок Амир Темур?
Еще в книгах советской эпохи говорилось относительно войска Темура, достигшего окрестностей Москвы, что “татаро-монгольские войска окружили Москву”. На самом деле, войско Сахибкирана разгромило Тохтамыша, и только после освобождения Руси от монгольского ига оказалось близ Москвы. К сожалению, эта правда была опубликована в российской печати лишь в 1995 году. До такой степени слепы были наши историки, что до сих пор ни один из них не выступил и не сказал: нет, историческая правда не такова. Иначе, где Амир Темур, а где монголы! Где здесь самоотверженность, патриотизм? Где национальное самосознание, гордость?!
Екатерина Джугашвили – мать вождя. Иосиф
Джугашвили.
О детских годах Джугашвили мало что известно. Сам Сталин не любил вспоминать об этом времени. Детство было беспросветно безрадостным. Екатерина и Виссарион Джугашвили бедные крестьяне, а затем горийские плебеи жили в страшной нужде. Из троих сыновей Михаил и Георгий, не прожив и года, скончались, остался лишь Сосо (Иосиф). Как писал И. ...
Причины неудачи аграрной реформы
Пока шла революция, крестьяне почти не выходили из общины. Ходил слух, что тем, кто выйдет, не будет прирезки земли от помещиков. Но затем укрепление общинных земель пошло быстрее, тем более что власти всяческих к этому подталкивали. В 1908 году по сравнению с 1907 годом число укрепившихся домохозяев увеличилось в 10 раз и превысило пол ...
Налоговая реформа Петра Великого
Для покрытия дополнительных расходов Петр Великий ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Вводятся прибыльщики — чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли», придумывать новые виды податей. По инициативе прибыльщиков были введены: подушная подать, гербо ...