Для экономической политики новой династии Романовых было характерно следующее: стимулирование развития хозяйства, но главным образом государственного (царского) сектора, сбор налогов в опустевшую казну, а также жесткая организация всей жизни людей для выполнения первых двух задач.
Значительное внимание уделялось первыми Романовыми развитию дворцовых волостей, откуда поставлялось большое количество припасов: рожь, овес, пшеница, просо, конопля, живые бараны, свинина, куры, яйца, сыры, масло, хмель, а также вожжи, лыко, хомуты, гужи, оглобли, дуги, дрова, сено - продукты нехитрого производства. Недостающее закупали в Туле, Калуге, Кашино, Юрьеве-Польском, Переяславле-Залесском, в уездах городов, по торгам и торжкам. Покупка орехов, конопляного масла и других товаров выливалась в целую церемонию посылки разведчиков, организации экспедиции, доставки припасов в Москву. В Можайске и Вязьме у посадских и всяких чинов людей, в помещичьих и крестьянских садах покупались яблоки, груши, сливы и вишни. Виноград привозили из Астрахани, причем до царского приказа астраханцы не могли продавать виноград из своих садов, а торговые люди покупать под страхом жесткого наказания. С 1647 года стали разводить царские сады. В 1659 году француз Подовин учил русских людей виноделию, иноземцы и армяне учили выделывать шелк. В XVII веке научились использовать марену (краска из растения), ее было велено продавать в казну, а царь потом продавал ее в Персию. Малороссиян в Москве учили разводить анис, чтобы они выращивали его для государя.'
Специальный счетный приказ ведал приходом и расходом казны и государства. Денег на содержание самих приказов нужно было много. В каждом приказе было 100 - 120 подьячих. Служилые люди стремились в Москву, так как там лучше кормиться. Но это не означало, что государство было богатым, ему даже не хватало на собственные нужды. Россия была земледельческой страной, даже горожане в XVII веке занимались сельским хозяйством, но это существенно не развивало эту отрасль. Главным в государстве было войско (люди), а все остальные должны были их кормить (полулюди). Только непроизводительная военная служба была почетной. Развитие всех остальных отраслей общественной жизни было не целью, а средством поддержания боеспособной армии и решения ее проблем. Царь по-своему понимал заботу о подданных, много внимания уделялось милостыням. Например, перед Рождеством царь устраивал пир и раздавал милостыню: сам ходил с раздачей к больным, в тюрьму, к пленным.
До середины XVII века положение хозяйства в России было очень тяжелым. Застой в промышленности и торговле, бедность; города и торговые сотни не могут оправиться после разгрома Смутного времени, ведутся и новые тяжелые войны. Даже из богатых городов приходили вести, что нет денег на покрытие издержек, не хватает на жалованье служащим, военным и подьячим. На недород и падеж скота в начале 40-х годов правительство реагировало изменением финансовой системы, чтоб не допустить уменьшения доходов казны: снизило жалованье служащим, но возмущение людей от этого нанесло более вреда, чем пользы экономике. Было также решено ввести вместо прямых налогов один косвенный - на соль. Это не столько укрепляло государственный кредит, сколько разоряло тяглое население, и позднее этот налог был отменен. Постоянно же тяглые люди платили: дани и оброки, деньги на выкуп пленных, стрелецкие, ямские деньги, на корм воеводам, в подмогу подьячим, сторожам, палачам, целовальникам, на строение воеводских дворов, губных изб и тюрем, в приказную избу на свечи, бумагу, чернила, дрова, порубные деньги (за прорубь). Тяглые были обязаны строить крепости, чинить и строить мосты. За недоимки их ставят на правеж, отписывают имущество в казну. Вместо денег в виде жалованья раздают землю, а без рабочих рук она не дает доход, поэтому прикрепляют и крестьян, крестьяне бегут и саботируют.
С учетом всех перечисленных обстоятельств, вторая половина XVII века все же была самым благоприятным временем для развития внутренней торговли и промышленности в средние века. Правительство видело в купцах и промышленниках главный источник своего дохода, разрешая им даже богатеть под присмотром казны. В результате событий 1648 - 1949 гг. московские черные сотни добились ряда льгот в ущерб привилегированному слою гостей. Купцы видели решение своих проблем в выдвигаемых требованиях освобождения торговых людей из-под гнета администрации, монополизации в своих руках всей торговли. Например, в 1645 - 1646 гг. купцы, ездившие для промыслов в Сибирь во главе с Исаком Ревякиным, Кириллом Босым и Василием Федотовым, просили царя в челобитной освободить их при проезде в Сибирь от власти воевод и дьяков. В результате люди добивались некоторого самоуправления в смысле исключительного подчинения в торговых делах выборным торговым людям. Челобитная же о запрещении иностранцам вести торговлю внутри государства в 1645 – 46 не принесла успеха и была повторена людьми, входящими в посадскую общину, при более благоприятных обстоятельствах в 1648 - 49 гг., возникших в результате восстаний.
Кромвель Томас
Кромвель (Cromwell) Томас (около 1485, Патни, — 28.7.1540, Лондон), английский государственный деятель. В 1533 назначен канцлером казначейства, в 1534 государственным секретарём, с 1535 генеральный викарий короля по церковным делам, с 1536 лорд-хранитель малой печати, в 1539 лорд-главный правитель Англии. В 1540 получил титул графа Эссе ...
Общие
основы государственного устройства
Соединение земель литовской, Жмуди и белорусских княжений на первое время представило собой чрезвычайно сложное и необычайное, с точки зрения и современной науки государственного права и с точки зрения аналогичных примеров средневековья, устройство. Большой сложностью отличается территориальное устройство. Все государство слагается из с ...
Политический строй Речи Посполитой XVII-XVIII в.в.. Развал
политического строя Речи Посполитой в 20-60-х годах XVIII в.
Северная война значительно усилила экономическую разруху у Речи Посполитой. Очень тяжелым было и политическое состояние страны. Политика Августа II, как в ходе Северной войны, так и после ее окончания, способствовала росту беспорядка в стране и падению международного престижа государства.
В течение 20-60-х годов XVIII в. политическая ж ...