Больше всего в XVI веке разорили Русь Ливонская война и Опричнина. Разоряли не только "немцы", но и царские подати. Содержание войска было похоже на пропасть, которая поглощала все доходы. При неразвитости экономики главным способом покрытия издержек были новые налоги. Брали деньги "пищальные", "посошные", для прокорма лошадей и т. д.
Опричнина разорила не только богатые знатные поместья, но и крестьянские хозяйства. Выйдя из-под власти своего покровителя, опричники поделили землю и богатства, но, не умея се обустроить, жестоко эксплуатировали своих крестьян. "Стали брать они с бедных крестьян, которые им были даны, все, что те имели; бедный крестьянин уплачивал за один год столько, сколько он должен был платить в течение 10 лет".
Наконец, хозяйственная разруха привела к кризису 60 - 80-х годов XVI века. В большинстве московских уездов к концу царствования Ивана Грозного вышло из нормального хозяйственного оборота около 40 % пахотной земли. Новгородская земля была полностью разорена, в новгородских пятинах (областях) опустело 92,5 % земель. Налоги за всех умерших и разбежавшихся уплачивало оставшееся население. Все это не делало богаче государство, ибо задавленные налогами и эксплуатацией работники были лишены способности не только к предприимчивости и обогащению, но и вообще к производительному труду.
Схема происходящего процесса выглядела следующим образом. Сначала закрепостили бояр, переведя их в дворяне, потом лишили привилегий монастыри, а дальше делом техники было закрепощение крестьян. Играя на ненависти обездоленных К богатым, которая усилилась с оживлением товарно-денежных отношений и расслоением людей, а также на процаристских традициях, государство лишило свободы всех. Абсолютная монархия в России, в отличие от западноевропейской, была создана без сильных землевладельцев. Церкви и городов, без достаточного свободного развития ремесла и торговли. Все это предопределило Смуту начала XVII века. Дж. Флетчер, наблюдая за Русским государством конца XVI века, отметил "всеобщий ропот и ненависть населения" и предсказал неизбежность гражданской войны.
Патриотизм.
Калиновский не был националистом, но он был ярым патриотом своей родины, о чем свидетельствуют и его поступки, и его слова, и люди, знавшие его. Самым ярким примером, пожалуй, может служить пароль повстанцев, который употреблялся в виленской повстанческой организации, когда во главе стоял К. Калиновский:
- Кого любишь?
- Люблю Беларус ...
Место и роль кладов в культурной жизни Кыргызстана
Сегодня, как и сотни лет назад, люди продолжают находить клады. Чаще всего такую находку предсказать не возможно. Однако историки и археологи Кыргызстана стремятся как можно больше узнать о быте и укладе жизни прошлых поколений поселенцев нашей страны. Именно опора на историческое прошлое государства дает ему уверенность в завтрашнем дн ...
Роль религии в становлении государственности и культуры
Перед правящими классами встала необходимость принятия религии, которая отвечала бы потребностям классового общества.
Поскольку попытка киевского князя Владимира (980 - 1015 гг.) реформировать язычество оказалось невозможной, оставалось принять религию у соседей. Подходящие религии в соседних странах имелись. В Волжской Булгарии был ра ...