Поскольку Петербургское студенчество выступало «на почве борьбы за политическую свободу», оно не могло не искать поддержки у революционной партии, которая боролась до него и после него. Нельзя забывать, что политический союз - как бы он скромен ни был - налагает на обе стороны определенные политические обязательства. Студенческий съезд вполне правильно поставил вопрос на почву политического союза с социал-демократической партией. Прежние студенческие движения не имели под собой основы, которую дала социал-демократическая партия студенческим организациям. Борьба с самодержавным режимом, несомненно, в революционные годы была обще студенческим делом.
В революционные годы учащаяся молодежь составляла главный общественный слой, на который опиралось революционное движение. Тогда студенчество было авангардом и в революционной борьбе, и в развитии русской общественной мысли. Литература внимательно следила тогда за изменениями в настроении студенчества, за появлением и развитием в нем новых типов. Студент был тогда излюбленным героем романов.
Решительным моментом была революция 1905-1906 годов, во время которой ярко выявилось стремление пролетариата и крестьянства всерьез, до конца вести революционную борьбу за свои классовые интересы, за захват всей помещичьей земли, за социализм. А эти требования совсем не отвечали интересам студенчества. И студенчество, наряду с другими слоями интеллигенции, уходит из лагеря революции. Но и в буржуазном лагере студенчеству, как политической силе, делать нечего. Буржуазные партии никогда не имеют массового характера. Это всегда только группы вожаков, политиканов плюс необходимый для работы партии аппарат. Этот аппарат состоит из квалифицированных интеллигентов, которых в рядах буржуазных партий не мало. Недоучившийся студент, как общее правило, здесь не нужен. Студенчество может играть здесь только подсобную роль статистов, «толпы». И студенчество уходит из области политики; оно замыкается в область «академизма». В литературе образ студента бледнеет. Революционные беллетристы рисуют этот тип в виде «белоподкладочника».
И они оказались вполне правы. Когда вспыхнула революция 1917 года, когда студенчеству нельзя было оставаться в роли бесстрастного к политике академизма, когда оно должно было проявить свое политическое лицо, оно в подавляющей массе стало в лагерь буржуазных партий. А когда ударил гром октябрьской революции, то в лагерь противников ее ушло почти все студенчество до меньшевиков и эсэров включительно. Но и в этом лагере студенчество не образовало особой характерной группы: оно смешалось здесь с прочими родственными элементами в группе белогвардейских добровольцев. А та часть студенчества, которая, хотя и сочувствовала белогвардейцам, но все-таки по тем или иным причинам осталась в России, не играла никакой самостоятельной роли. Эта пассивная роль, это тесное общение с обывательской интеллигенцией не прошло даром для студенчества.
Но революция не только насмерть ушибла старое студенчество. Наряду с ним она создала и новое. Это молодежь, которая выросла в огне, в муках и в работе революции, которая до студенческой скамьи сплошь и рядом работала - и подчас самостоятельно работала - в армии. Она рисковала там жизнью во имя революции; это привязало ее к революции, крепко спаяло с последней. Эта молодежь привыкла своими силами выходить из очень затруднительных положений, привыкла смолоду добывать хлеб не только для себя, но и для семьи. Это развило в ней энергию, которая прежде убивалась жизнью на всем готовом. Эта молодежь - дитя революции со всеми темными и светлыми сторонами, которые должна выработать в молодежи трудная, мучительная, сплошь и рядом уродливая, но в то же время и геройская эпоха революционной борьбы.
Замысел земельной реформы
В ходе крестьянских волнений 1905 года стало ясно, что сохранять прежнее положение в деревне невозможно.
В конце 1905 года власти всерьез рассматривали возможность пойти навстречу крестьянским требованиям. Генерал Дмитрий Трепов говорил тогда: «Я сам помещик и буду весьма рад отдать даром половину моей земли, будучи убежден, что только ...
Жизнь и творчество Абая Кунанбева (1845 -1904гг)
Выдающийся казахский просветитель и демократ, поэт и мыслитель, основоположник казахской письменной литературы Абай оставил своим потомкам небольшое по количеству , но могучее по своему смыслу и содержанию наследие. Влияние этого наследия на развитие человеческого духа определяется не количеством строк его поэзии и прозы, а всей мощью т ...
Северное
общество.
После ликвидации Союза благоденствия в 1821 г. в Петербурге образовалось Северное тайное общество. Его основное ядро составляли Н. Муравьев, Н. Тургенев, М. Лунин, С. Трубецкой, Е. Оболенский и И. Пущин, в дальнейшем состав общества сильно расширился. В обществе явственно была заметна борьба двух течений: умеренного, конституционно-мона ...